Принцип действия гидравлических толкателей
Масло, находящееся под давлением, заполняет камеру А толкателя 1 и из камеры А попадает в камеру В, где давление низкое. Это приводит к открытию шарикового клапана 4 и заполнению камеры С.
Поршень 2 и гильза 3 отжимаются силой давления пружины 5, создавая таким образом механический контакт между кулачком и стержнем клапана. Небольшой зазор между поршнем и гильзой обеспечивает вентиляцию толкателя (см. иллюстрацию 9.0).
9.0 Гидравлический толкатель в разрезе. Двигатель с 16 клапанами. А, В, С - камеры, заполняемые маслом; 1 - толкатель; 2 - поршень; 3 - гильза; 4 - шариковый клапан; 5 - пружина
При вращении распределительного вала кулачок отжимает толкатель, увеличивая таким образом давление масла в камере С. Шариковый клапан перекрывает маслу выход из камеры и ход (давление) кулачка таким образом переносится на клапан.
Если регулировка зазора клапанов на двигателе с 8 клапанами выполняется без снятия двигателя с автомобиля, то необходимо выполнить некоторые работы подготовительного характера, чтобы обеспечить доступ к клапанам. Эти работы включают в себя снятие воздушного фильтра и головки блока цилиндров (см. выше).
1. Установите перед автомобиля на козлы и включите пятую передачу. Это позволит выполнять проворачивание двигателя вращением колеса.
2. Обозначьте соответствующим образом высоковольтные провода свечей зажигания и отсоедините их от свечей.
3. Выверните свечи зажигания.
4. Измерьте зазор клапанов и запишите полученные данные, оформив их в виде таблички (см. иллюстрацию).
9.4 Табличка с результатами измерения зазора клапанов
На этой табличке потом можно будет записать значения, на величину которых будет корректироваться соответствующий зазор клапана
5. проверните двигатель в направлении движения за одно из передних колес. Для измерения зазора клапана соответствующий кулачок должен быть обращен вверх. Это значит, что противоположный клапан этого же цилиндра в этот момент должен быть открыт. Цилиндр №1 располагается возле маховика.
6. Измерьте зазор клапана с помощью шаблона, вставив его между кулачком и толкателем клапана (см. иллюстрацию).
9.6 Измерьте зазор клапана с помощью шаблона, вставив его между кулачком и толкателем клапана
7. Запишите полученное значение в соответствующую колонку на подготовленной табличке (см. иллюстрацию 9.4). В приведенном примере высота зазора клапана составила 0,27 мм
8. Проверните двигатель за переднее колесо в направлении движения еще на пол-оборота и измерьте зазор очередного клапана. Вращение двигателя на пол-оборота выполняйте всякий раз. до проверки зазора всех клапанов. Полученные данные заносите в табличку. Номинальные значения зазора впускных клапанов равны 0,15-0,25 мм, а выпускных - 0,35-45 мм. Если полученное при измерении зазора значение выходит за рамки приведенных номинальных допусков, то зазор необходимо отрегулировать посредством установки между толкателем и стержнем клапана регулировочных шайб иного размера. Если зазор слишком велик, то устанавливаются более толстые регулировочные шайбы, при малом зазоре - тонкие (см. иллюстрацию).
9.8 Распределительный вал и толкатель клапана в разрезе. 1 - толкатель клапана; 2 - регулировочная шайба; 3 - зазор, обеспечиваемый регулировочной шайбой соответствующей толщины
Если зазор клапанов нужно корректировать, то для этого необходим демонтаж распределительного вала.
9. Отсоедините от аккумулятора клемму провода «массы» (-).
10. Отверните болты крепления правого переднего колеса и снимите защитные вставки колесной ниши (подкрылки), чтобы получить доступ к торцу коленчатого вала.
11. Снимите верхнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
12. Вставьте упорный болт в отверстие ременного шкива, которое должно находится в положении 11 часов, чтобы застопорить распределительный вал и шестерню зубчатого ремня распределительного вала.
13. Снимите приводной ремень с вспомогательных агрегатов.
14. Снимите головку блока цилиндров и воздушный фильтр.
15. Ослабьте болт натяжного ролика зубчатого ремня, отведите ролик от ремня и снимите зубчатый ремень с шестерни распределительного вала.
16. Снимите шестерню с распределительного вала. При отвертывании болта крепления шестерни удерживайте её or проворачивания.
17. Сместите маслопровод, проходящий над распределительным валом, в сторону (см. иллюстрацию 9.18).
9.18 Снимите детали, находящиеся в верхней части головки блока цилиндров. 1 - маслопровод; 2 - выпускной патрубок охлаждающей жидкости; 3 - блок катушек зажигания; 4 - держатель; 5 - высоковольтные провода свечей зажигания
18. Отсоедините от головки блока цилиндров впускной патрубок охлаждающей жидкости и блок катушек зажигания (см. иллюстрацию).
19. Выверните на передней стороне головки блока цилиндров болт с головкой под торцевой ключ Мб, а затем равномерно ослабьте все гайки пяти опор под шейки распределительного вала, действуя в последовательности, обратной затяжке гаек. Руководствуйтесь при этом (иллюстрацией 9.19).
9.19 Последовательность затяжки гаек опор под шейки распределительного вала. Момент затяжки гаек равен 16 Нм. Ослабление и отвинчивание гаек выполняются в обратной последовательности
20. Извлеките распределительный вал и снимите с вала сальник. При установке вала набивается новый сальник.
21. Извлеките толкатель клапана и находящуюся под толкателем регулировочную шайбу.
22. Измерьте толщину регулировочной шайбы. Ввиду того, что речь идет о весьма небольших значениях, то измерение толщины шайбы следует выполнять с помощью микрометра. В случае его отсутствия можно воспользоваться измерительным индикатором стрелочного типа (см. иллюстрацию).
9.22 Измерение толщины S регулировочной шайбы 2 с помощью измерительного индикатора 1 со стрелочной индикацией. Регулировочную шайбу в этом случае следует укладывать на отполированную поверхность
Значение К, на величину которого должен быть откорректирован зазор, определяется как остаток от вычета номинального значения зазора клапана О из величины, полученной при измерении зазора клапана И.
Величина зазора клапана, подлежащая регулировке, может быть положительной или отрицательной. Если величина зазора положительная, то устанавливается более толстая регулировочная шайба, при отрицательном значении - более тонкая. У читывал, что номинальные значения зазора клапанов выражаются не одной конкретной цифрой, а целым диапазоном допусков, то в качестве номинального значения принимается средняя величина из этого диапазона и толщина новой регулировочной шайбы Н равняется значению, полученному при измерении зазора плюс значение корректировки (Н= И+К).
23. Подберите регулировочную шайбу, толщина которой максимально близка или соответствует значению, полученному при подсчете. Толщина предлагаемых регулировочных шайб представляет собой диапазон от 2,225-3,550 мм. Шаг увеличения толщины равен 0,025 мм.
24. Смажьте новую регулировочную шайбу моторным маслом перед её укладкой под толкатель.(см. иллюстрацию).
9.24 Закругленная сторона регулировочной шайбы должна быть при установке обращена вверх
Такие же расчеты и действия выполните в отношении остальных клапанов, зазор которых необходимо откорректировать.
Внимание! Если производилась замена распределительного вала или толкателей клапанов, то регулировочные шайбы устанавливаются одной номинальной толщины - 2,25 мм вне зависимости от того, шайбы какого размера стояли до замены указанных деталей.
25. Смажьте моторным маслом толкатели клапанов и установите их на место.
Внимание! После установки толкателей их нельзя приподнимать, потому что регулировочная шайба может приподняться вместе с толкателем, а затем лечь на противоположную сторону. Если необходимо поправить положение толкателя, то его нужно извлекать полностью и устанавливать повторно, проверив перед этим правильность укладки регулировочной шайбы.
26. Смажьте опоры под шейки распределительного вала и установите распределительный вал так, чтобы четвертый и шестой кулачки, если считать от маховика, прилегали к соответствующим толкателям (см. иллюстрацию).
9.26 Кулачки должны прилегать к толкателям клапанов
27. Смажьте сопрягаемые поверхности опоры, располагающейся со стороны зубчатого ремня, уплотнительной массой «Auto Joint» и установите на неё крышку. После этого установите на место крышки остальных опор в соответствии с их нумерацией.
28. Затяните гайки крепления крышек в указанной последовательности затяжки, действуя из середины во вне, с моментом 16 Нм (см. иллюстрацию 9.19).
29. Набейте новый сальник на распределительный вал. Будьте внимательны и не допустите деформации сальника. Учитывая, что доступ к торцу распределительного вала затруднен, то сальник рекомендуется запрессовывать оправкой или кольцом из трубы соответствующего диаметра, поджимая их болтом увеличенной длины с прокладочной шайбой достаточного диаметра.
30. Установите на распределительный вал ведомую шестерню и закрепите её болтом. Удерживая распределительный вал от проворачивания, затяните болт крепления шестерни с моментом 35 Нм (см. иллюстрацию).
9.30 Установка ведомой шестерни 2 на распределительный вал. Удерживая распределительный вал от проворачивания, затяните болт крепления шестерни с моментом 35 Нм
31. Проверните распределительный вал как минимум на два оборота (очень медленно) и измерьте зазор клапанов. При необходимости выполните корректировку зазора.
32. Установите на место демонтированные детали головки блока цилиндров, действуя в последовательности, обратной их снятию. Трубку маслопровода верните в прежнее положение (см. иллюстрацию 9.18).
33. Установите зубчатый ремень (см. соответствующую главу).