Коленчатый вал с обоих концов уплотняется сальниками.
Перед снятием коленчатого вала необходимо измерить величину его осевого перемещения, чтобы заранее приготовить упорные полукольца повышенного ремонтного размера. Мы рекомендуем поручать доработку шеек коленчатого вала соответствующей мастерской.
Порядок установки коленчатого вала приведен в главе «Двигатель - сборка». Особое внимание при установке коленчатого вала следует обратить на правильное положение вкладышей со смазочными канавками и без канавок, но со смазочными отверстиями. Упорные полукольца должны устанавливаться одного ремонтного размера (одной толщины).
Задний сальник коленчатого вала - замена
Заменить сальник коленчатого вала со стороны маховика можно только при снятом маховике. Износ сальника коленчатого вала проявляется в проскальзывании сцепления, обусловленного тем, что сальник пропускает масло в сцепление из картера кривошипно-шатунного механизма. Новый сальник необходимо заказывать.
1. Извлеките сальник с помощью отвертки из картера кривошипно-шатунного механизма. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить картер или фланец картера. Для облегчения работы можно ввернуть с обеих сторон сальника два самонарезающих винта, а затем, поддевая их попеременно за головки, извлечь сальник.
Проверьте поверхность коленчатого вала, сопрягающуюся с рабочей кромкой сальника. Если в результате трения на поверхности заметны следы износа, то новый сальник надо будет установить немного глубже в картер кривошипно-шатунного механизма.
2. Запрессуйте новый сальник с помощью подходящей оправки в картер кривошипно-шатунного механизма (см. иллюстрацию).
12.2 Запрессуйте новый сальник 1 с помощью подходящей оправки 2 в картер кривошипно-шатунного механизма
Смажьте наружную и рабочую поверхность сальника универсальной смазкой. Если поверхность коленчатого вала, на которой стоит сальник, в норме, то сальник запрессуйте вровень с поверхностью блока цилиндров. В противном случае сальник запрессуйте в картер глубже и убедитесь, что сальник плотно прилегает по всей поверхности.
Передний сальник коленчатого вала - замена
Передний сальник находится за распределительной шестерней коленчатого вала или в крышке привода (двигатели XU10). Этот сальник можно снять, не демонтируя двигатель с автомобиля. Для замены сальника необходимо снимать зубчатый ремень. При приобретении нового сальника необходимо указывать номер двигателя.
Процедура извлечения сальника достаточно трудоемкая, так как он находится в углублении картера кривошипно-шатунного механизма. Можно ввернуть с обеих сторон сальника два самонарезающих винта, а затем извлечь сальник, действуя так, как и при снятии заднего сальника. Для того, чтобы снять сальник с демонтированного или стоящего на автомобиле двигателя, выполните следующее.
3. Ослабьте крепление натяжного ролика и снимите приводной ремень генератора.
4. Выверните болты крепления шкива приводного ремня на коленчатом валу и снимите шкив.
5. Выверните болт крепления распределительной шестерни. Чтобы коленчатый вал не проворачивался, включите передачу (если работы выполняются на стоящем на автомобиле двигателе) или застопорите маховик, вставив отвертку в его зубчатый венец (если работы выполняются на снятом с автомобиля двигателе).
6. Снимите зубчатый ремень (см. соответствующую главу).
7. Снимите шестерню зубчатого ремня с коленчатого вала. Для того, чтобы отжать шестерню на вале, вставьте две отвертки под фланец шестерни.
8. Смажьте рабочую поверхность нового сальника, а также ту его часть, которая прилегает к упорной шайбе, моторным маслом. Запрессовка сальника, как правило, выполняется с помощью специальной оправки, форма которой обеспечивает правильную установку (см. иллюстрацию).
12.7 Запрессуйте передний сальник 1 коленчатого вала с помощью специальной оправки 2
Перед установкой сальника убедитесь, что шпонка коленчатого вала находится на месте.
9. Установите упорную шайбу на коленчатый вал и установите распределительную шестерню. Проследите, чтобы шпонка не вышла из паза.
10. Затяните болт крепления распределительной шестерни с соответствующим моментом затяжки. При затяжке болта крепления шестерни коленчатый вал также следует зафиксировать от проворачивания (включением передачи или установкой отвертки в зубчатый венец в зависимости от того, демонтирован ли двигатель или стоит на автомобиле).
11. Установите зубчатый ремень на место, правильно натяните его и отрегулируйте газораспределение.
Маховик
В случае повреждения зубчатого венца маховика необходимо также проверить шестерню стартера, потому что их износ происходит одновременно.
Болты маховика размещены со смещением так, что маховик может устанавливаться только в одном положении. При установке маховика нанесите на резьбу болтов его крепления защитную смазку «Loctite». Прежние болты всякий раз заменяйте на новые. Затяните болты равномерно в перекрестном порядке с предписанным значением затяжки. При затяжке болтов маховик удерживайте от проворачивания. Для этого можно болтами сцепления закрепить металлическую пластину, а затем провернуть маховик, чтобы пластина уперлась в пол. Для подстраховки попросите помощника удерживать маховик и затяните болты.