Снятие и установка зубчатого ремня при замене прежнего ремня выполняются относительно просто. В этом случае перед снятием износившегося ремня проверяется его натяжение, а новый зубчатый ремень устанавливается в соответствии со сделанными метками и с тем натяжением, которое было у старого ремня.
Особый случай представляет собой разрыв зубчатого ремня. Зубчатый ремень подлежит замене при пробеге 100 000 км. Если этот параметр не соблюдается, то не исключен обрыв ремня. Последствия могут быть тяжелыми, потому что клапаны будут бить по поршням. Если подобное случилось, то, кроме замены зубчатого ремня, необходимо снимать головку блока цилиндров для проверки состояния клапанов и поршней.
Двигатель XU7
В мастерских для работ с зубчатым ремнем имеются соответствующие упорные болты для фиксации распределительного и коленчатого валов от проворачивания, а также контрольно-измерительный прибор для проверки натяжения зубчатого ремня. Кроме того, у них имеются щипцы для извлечения пластмассовых фиксаторов, которыми крепятся подкрылки в колесных нишах.
Если произошел разрыв зубчатого ремня, то мы рекомендуем сразу отбуксировать автомобиль в мастерскую. В случае замены ремня или при его снятии с последующей установкой на место порядок работ следующий.
1. Установите на козлы перед автомобиля, на коленчатом валу двигателя которого установлен ременный шкив привода вспомогательных агрегатов.
2. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
3. Снимите колесо.
4. Снимите подкрылок в колесной нише. Для этого извлеките оба фиксатора подкрылка и выверните болты крепления (см. иллюстрацию).
13.4 Снимите подкрылок в колесной нише. Для этого извлеките оба фиксатора 1 подкрылка и выверните болты 2 крепления. На иллюстрации показаны только два болта. Еще три находятся в нижней части подкрылка
5. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
6. Снимите верхнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
7. Снимите защитный кожух под маховиком (сцеплением).
8. Установите накладной ключ на болт крепления распределительной шестерни на коленчатом валу и вращайте двигатель в направлении вращения, пока распределительный вал не установится так, как показано на (иллюстрации 13.8).
13.8 Двигатель с установленным зубчатым ремнем. 1 - место установки упорного болта, предотвращающего проворачивание распределительного вала; 2 - место установки упорного болта, предотвращающего проворачивание коленчатого вала
В этом положении установите упорный болт (10 мм) в отверстие на шестерне распределительного вала и в соответствующее отверстие на корпусе головки блока цилиндров. Таким же образом фиксируется и коленчатый вал. Оба упорных болта различаются между собой. Не стопорите коленчатый или распределительный вал с помощью болтов меньшего диаметра.
9. Зафиксируйте коленчатый вал от проворачивания, установив в на зубчатый венец тормозной башмак или вставив отвертку, и отверните болт крепления, находящийся в середине ременного шкива.
10. Снимите ременный шкив. Если шкив сидит плотно и не поддаётся, воспользуйтесь монтировкой, попеременно отжимая шкив с разных сторон. Если имеется, то снимите шкив с помощью съемника, как показано на иллюстрации.
13.10 Снимите с коленчатого вала шкив ременного привода с помощью съемника
11. Снимите нижнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня. Теперь можно приступить к снятию самого зубчатого ремня.
Внимание! Если зубчатый ремень снимается только лишь для замены, то при ' отсутствии приспособления для натяжения ремня проверьте, как натянут снимаемый ремень. Для этого сожмите ремень большим и указательным пальцами и попытайтесь сместить его в одну, а затем в другую стороны. Запомните или обозначьте амплитуду, на которую смещается зубчатый ремень. Можно также поступить иначе. Нажмите на ремень большим пальцем и замерьте величину прогиба с помощью линейки, выбрав соответствующий исходный пункт. Полученное значение запишите.
12. Отверните гайку ролика натяжения зубчатого ремня и отведите ролик в сторону, чтобы ослабить натяжение зубчатого ремня и снять его с шестерни (см. иллюстрацию).
13.12 Отверните гайку ролика натяжения зубчатого ремня и отведите ролик в сторону, чтобы ослабить натяжение зубчатого ремня и снять его с шестерни. 1 - ролик натяжения зубчатого ремня; 2 - зубчатый ремень; 3 - шестерня водяного насоса; 4 - распределительная шестерня коленчатого вала; 5 - шестерня распределительного вала
13. Обозначьте направление вращения зубчатого ремня. Наиболее удобно направление указывать стрелкой, обращенной в сторону вращения ремня.
14. Отложите снятый ремень в сторону с тем расчетом, чтобы в ходе ремонтных работ на него не попало масло или смазка, а кроме того, чтобы не допустить его повреждения. Лучше всего ремень повесить на гвоздь, что предотвратит его от перегибания.
При необходимости можно заменить шестерню распределительного вала, шестерню коленчатого вала или ролик натяжения. Даже если ролик натяжения сниматься не будет, то нужно проверить его ход, чтобы убедиться, что ролик не «заедает».
Внимание! Никогда не проворачивайте распределительный или коленчатый вал при снятом зубчатом ремне вне зависимости от типа выполняемых работ.
15. Наложите зубчатый ремень на шестерни распределительного и коленчатого валов, а также на шестерню привода водяного насоса и на ролик натяжения. При укладке ремня придерживайтесь следующего порядка действий. Сначала ремень накладывается на шестерню распределительного вала. Длинная сторона ремня должна быть во время укладки хорошо натянута.
Внимание! Если зубчатый ремень укладывается без фиксирования распределительного и коленчатого валов с помощью упорных болтов, то будьте осторожны и не проверните валы. Если упорные болты установлены, то извлеките упорный болт, которым зафиксирован коленчатый вал.
16. Установите на коленчатый вал ременный шкив. Перед этим поставьте на шпонку распорную шайбу и затяните болт крепления шкива (см. иллюстрацию).
13.16 Установите на коленчатый вал ременный шкив. Перед этим поставьте на шпонку распорную шайбу и затяните болт крепления шкива. 1 - упорный болт для фиксации шестерни распределительного вала; 2 - распорная шайба; 3 - ременный шкив коленчатого вала
17. Ослабьте крепление ролика натяжения и натяните им зубчатый ремень. Болт крепления ролика вновь затяните.
18. Проверните коленчатый вал как минимум на два оборота с помощью торцовой головки, закрепив её на болту ременного шкива, чтобы зубчатый ремень хорошо «сел». Проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке, если смотреть с переднего торца двигателя. После проворачивания двигателя установите поршень первого цилиндра в ВМТ.
19. Ослабьте болт крепления ролика натяжения зубчатого ремня и дождитесь, пока зубчатый ремень «ляжет» на ролик и затяните болт крепления ролика с моментом 20 Нм.
20. Проверьте натяжение зубчатого ремня и убедитесь, что оно соответствует натяжению, с которым был натянут прежний ремень.Корректировку натяжения зубчатого ремня можно выполнить с помощью ролика натяжения. Он имеет два отверстия, в которые можно установить цапфовый (крючковый) ключ, чтобы провернуть ролик.
Внимание! Сведения, приведенные выше, опробованы на практике, однако точность и правильность настроек и регулировок возможна только при использовании соответствующих приборов.
21. Снимите с коленчатого вала ременный шкив, установите защитную крышку зубчатого ремня и после этого установите ременный шкив. При выполнении этих работ удерживайте коленчатый вал от проворачивания, а болт крепления шкива затяните с моментом 120 Нм.
22. Установите все остальные детали.
Двигатель XU10 (с 8 клапанами)
23. Ознакомьтесь с указаниями, которые даны для двигателя XU7. Меры предосторожности, а также инструменты и приспособления, которые необходимы были для работ на двигателе XU7, в полной мере применимы и в отношении двигателя XUI0. При замене зубчатого ремня на данном двигателе порядок действий следующий.
24. Установите перед автомобиля на козлы.
25. Отсоедините провод «массы» (-) от аккумулятора.
26. Выверните болты крепления колеса, чтобы обеспечить доступ коленчатому валу.
27. Снимите подкрылок в колесной нише (см. иллюстрацию I3.4).
28. Снимите ручейковый ремень, а также ролик натяжения ручейкового ремня, чтобы получить доступ к другим деталям.
29. Снимите верхнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня (см. иллюстрацию).
13.29 Снимите верхнюю часть 1 защитного кожуха зубчатого ремня
30. Проверни те коленчатый вал. установив головку торцового ключа в шлиц болта крепления ременного шкива. Коленчатый вал вращайте до тех пор. пока отверстия для установки упорных болтов на шестернях зубчатого ремня на коленчатом и распределительном валах не ста-нут в соответствующее положение. Упорный болт в шестерню коленчатого вала можно установить, когда отверстие в ней находится примерно в положении 11 часов, если шестерню сравнивать с циферблатом (см. иллюстрацию).
13.30 Установка упорных болтов в шестерни коленчатого и распределительного валов для предотвращения их проворачивания. 1 - шестерня и упорный болт распределительного вала; 2 - шестерня и упорный болт коленчатого вала
Внимание! Не проворачивайте коленчатый вал в направлении противоположном его вращению.
31. Включите передачу, чтобы заблокировать коленчатый вал и выверните болт крепления ременного шкива на коленчатом валу. Никогда не пользуйтесь упорным болтом, вставляемым в отверстие на шестерне зубчатого ремня, в качестве контрупора при отворачивании болта ременного шкива. Удержать коленчатый вал от проворачивания можно также с помощью тормозного «башмака», устанавливаемого на зубчатый венец маховика. Для этого нужно снять защитный кожух маховика.
32. Снимите с коленчатого вала ременный шкив. Коленчатый вал при этом проворачиваться не должен. При необходимости можно воспользоваться съемником (см. иллюстрацию).
13.32 Снятие ременного шкива с коленчатого вала с помощью трехконсольного съемника 1
33. Снимите нижнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня. Теперь можно приступить к снятию самого зубчатого ремня.
Внимание! Если зубчатый ремень снимается только лишь для замены, то при отсутствии приспособления для натяжения ремня проверьте, как натянут снимаемый ремень. Для этого сожмите ремень большим и указательным пальцами и попытайтесь сместить его в одну, а затем в другую стороны. Запомните или обозначьте амплитуду, на которую смещается зубчатый ремень. Можно также поступить иначе. Нажмите на ремень большим пальцем и замерьте величину прогиба с помощью линейки, выбрав соответствующий исходный пункт. Полученное значение запишите.
34. Ослабьте болт крепления ролика натяжения зубчатого ремня и отведите ролик в сторону, ослабив натяжение зубчатого ремня (см. иллюстрацию).
13.34 Ослабьте болт 1 крепления ролика натяжения зубчатого ремня 4 и отведите ролик в сторону, ослабив натяжение зубчатого ремня. Снимите также распорную шайбу с коленчатого вала
Снимите зубчатый ремень. Если прежний зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, то необходимо обозначить направление вращения ремня.
35. Снимите распорную шайбу с коленчатого вала. Упорный болт из отверстия в шестерне распределительного вала не извлекайте.
При необходимости можно также заменить шестерню распределительного вала, шестерню зубчатого ремня на коленчатом валу, а также ролик натяжения зубчатого ремня. Если же ролик натяжения сниматься не будет, то нужно проверить его ход, чтобы убедиться, что ролик не «заедает».
Внимание! Никогда не проворачивайте распределительный или коленчатый вал при снятом зубчатом ремне вне зависимости от типа выполняемых работ.
36. Наложите зубчатый ремень на шестерни распределительного и коленчатого валов, а также на шестерню привода водяного насоса и на ролик натяжения. При укладке ремня придерживайтесь следующего порядка действий. Сначала ремень накладывается на шестерню распределительного вала. Длинная сторона ремня должна быть во время укладки хорошо натянута.
Внимание! Если зубчатый ремень укладывается без фиксирования распределительного и коленчатого валов с помощью упорных болтов, то будьте осторожны и не проверните валы. Если упорные болты установлены, то извлеките упорный болт, которым зафиксирован коленчатый вал.
36. Установите на коленчатый вал распорную шайбу, а затем ременный шкив и закрепите его болтом.
37. Проверните ролик натяжения зубчатого ремня в направлении, как показано на иллюстрации,
13.37 Проверните ролик 1 натяжения зубчатого ремня 2, чтобы немного натянуть зубчатый ремень
чтобы немного натянуть зубчатый ремень. Болт крепления ролика в этом положении затяните.
38. Проверните коленчатый вал как минимум на два оборота с помощью торцовой головки, закрепив её на болту ременного шкива, чтобы зубчатый ремень хорошо «сел». Проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке, если смотреть с переднего торца двигателя. После проворачивания двигателя установите поршень первого цилиндра в ВМТ.
39. Ослабьте болт крепления ролика натяжения зубчатого ремня и дождитесь, пока зубчатый ремень «ляжет» на ролик и затяните болт крепления ролика с моментом 20 Нм.
40. Проверьте натяжение зубчатого ремня и убедитесь, что оно соответствует натяжению, с которым был натянут прежний ремень.
Корректировку натяжения зубчатого ремня можно выполнить с помощью ролика натяжения. Он имеет два отверстия, в которые можно установить цапфовый (крючковый) ключ, чтобы провернуть ролик.
Внимание! Сведения, приведенные выше, опробованы на практике, однако точность и правильность настроек и регулировок возможна только при использовании соответствующих приборов.
41. Снимите с коленчатого вала ременный шкив, установите защитную крышку зубчатого ремня и после этого установите ременный шкив. При выполнении этих работ удерживайте коленчатый вал от проворачивания, а болт крепления шкива затяните с моментом 110 Нм.
42. Установите все остальные детали.
Двигатель XU10 (с 16 клапанами)
Данный двигатель имеет два распределительных вала и два ролика натяжения зубчатого ремня, располагающихся с правой и левой сторон. Привод водяного насоса также выполняется зубчатым ремнем. Замена зубчатого ремня должна производиться после каждых 100 000 километров пробега. Как и при снятии и установке зубчатого ремня на уже упоминавшихся типах двигателей, для замены зубчатого ремня и на этом двигателе необходимы специальные инструменты и только при обычной рутинной замене зубчатого ремня можно руководствоваться порядком действий, приведенных ниже.
Порядок работ вплоть до снятия защитного кожуха зубчатого ремня полностью совпадаете последовательностью действий, указанных для двигателя с 8 клапанами. Дополнительно к ним необходимо снять крепление передней опоры двигателя, чтобы обеспечить доступ к соответствующим деталям (см. иллюстрацию 13.0).
13.0 Укладка зубчатого ремня на двигателях с 16 клапанами. 1 - ролик натяжения зубчатого ремня; 2 - ролик натяжения зубчатого ремня; 3 - упорные болты шестерен распределительных валов; 4 - упорный болт шестерни коленчатого вала
Ввиду того, что данный тип двигателя имеет два распределительных вала газораспределительного механизма, то снятие и установка зубчатого ремня значительно сложнее по сравнению с двигателем с одним распределительным валом. В данном случае натяжение зубчатого ремня нужно выполнять с помощью двух роликов натяжения. Отличия имеются и в креплении защитного кожуха зубчатого ремня. Кроме трех болтов крепления кожуха в верхней части, необходимо отвернуть две гайки по его центру. И только после этого верхнюю часть защитного кожуха можно снять.
43. Включите передачу, чтобы заблокировать коленчатый вал и выверните болты крепления ременного шкива на коленчатом валу и снимите ременный шкив (см. иллюстрацию)
13.43 Передняя сторона двигателя с 16 клапанами. 1 - болты крепления защитного кожуха; 2 - защелки защитного кожуха; 3 - болты крепления; 4 - болты крепления ролика натяжения ремня; 5 - болты крепления ременного шкива на коленчатом валу; 6 - болт крепления распределительной шестерни на коленчатом валу; 7 - болты крепления ременного шкива на коленчатом валу
44. Снимите устройство натяжения ручейкового ремня, чтобы оно не мешало выполнять дальнейшие работы.
45. Снимите нижнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня, вывернув четыре болта.
46. Проверните коленчатый вал по направлению вращения двигателя, вставив торцевой ключ в шлиц на головке болта крепления распределительной шестерни. Как только отверстия для установки упорных болтов станут в нужное положение, вставьте упорный болт в отверстие шестерни на коленчатом валу.
47. Вставьте упорные болты в отверстия на шестернях обоих распределительных валов. При пользовании болтами заводского изготовления руководствуйтесь соответствующей маркировкой болтов. Упорные болты для фиксирования шестерен распределительных валов имеют номер 9041-TZ, а упорный болт шестерни коленчатого вала - 7014 TN. Теперь можно приступить к снятию самого зубчатого ремня.
Внимание! Если зубчатый ремень снимается только лишь для замены, то при отсутствии приспособления для натяжения ремня проверьте, как натянут снимаемый ремень. Для этого сожмите ремень большим и указательным пальцами и попытайтесь сместить его в одну, а затем в другую стороны. Запомните или обозначьте амплитуду, на которую смещается зубчатый ремень. Можно также поступить иначе. Нажмите на ремень большим пальцем и замерьте величину прогиба с помощью линейки, выбрав соответствующий исходный пункт. Измерение выполните для обеих сторон ремня. Полученные значения запишите.
48. Ослабьте болт крепления ролика натяжения левой стороны зубчатого ремня. Отведите ролик в сторону и снимите зубчатый ремень (см. левый рисунок на иллюстрации).
13.48 Снятие (левый рисунок) и установка (правый рисунок) зубчатого ремня на двигателях с двумя распределительными валами. 1 - упорные болты шестерен распределительных валов; 2 - ролик натяжения зубчатого ремня; 3 - упорный болт шестерни коленчатого вала; 4 - ременный шкив; 5 - болт крепления распределительной шестерни на коленчатом валу; 6 - палец; 7 - ролик натяжения зубчатого ремня; 8 - ролик натяжения зубчатого ремня
Снимите зубчатый ремень. Если прежний зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, то необходимо обозначить направление вращения ремня.
При необходимости можно также заменить шестерни распределительных валов. шестерню зубчатого ремня на коленчатом валу, а также ролики натяжения зубчатого ремня.
Внимание! Никогда не проворачивайте распределительные или коленчатый валы при снятом зубчатом ремне вне зависимости от типа выполняемых работ.
49. Проверьте ход роликов натяжения зубчатого ремня, если они не будут сниматься или заменяться на новые, и убедитесь, что ролики имеют хороший ход. На рабочей поверхности роликов не должно быть следов смазки.
50. Наложите новый зубчатый ремень, как показано на иллюстрации 13.48 (правый рисунок). В нижней части наложите ремень на распределительную шестерню коленчатого вала. При установке прежнего зубчатого ремня не перепутайте направление его вращения.
51. Установите ременной шкив на коленчатый вал и временно закрепите его. Вставьте в отверстие на шкиву упорный болт 3 (см. иллюстрацию 13.48).
52. Выверните болт 6 (см. иллюстрацию 13.48).
53. Выверните болты крепления шестерен обоих распределительных валов.При этом упорные болты из отверстий шестерен не извлекайте, однако их нельзя использовать в качестве упоров при отвинчивании болтов крепления шестерен. В этом случае упорные болты попросту сломаются. Для фиксирования шестерен в этом случае применяют упорный башмак (см. иллюстрацию) или валик, закрепляя его в шестерне и на головке блока цилиндров.
13.53 Шестерни распределительных валов. 1 - упорный башмак для удержания шестерен; 2 - шестерня левого распределительного вала; 3 - болты крепления шестерен распределительных валов; 4 - шестерня правого распределительного вала
54. Затяните временно болты 3 крепления шестерен на распределительных валах настолько, чтобы между шестерней и буртиком вала не оставалось никакого зазора, а сами шестерни моно было бы свободно смещать на валу.
55. Уложите зубчатый ремень на шестерню привода водяного насоса.
56. Заведите зубчатый ремень на правый натяжной ролик 8 (см. иллюстрацию 13.48).
57. Заведите зубчатый ремень на левый натяжной ролик 7 (см. иллюстрацию 13.48).
58. Натяните правую сторону зубчатого ремня и наложите его на шестерню правого распределительного вала (см. иллюстрацию). Болт крепления шестерни на распределительном валу после укладки ремня затягивается с моментом 75 Нм.
13.58 Натяните правую сторону зубчатого ремня и наложите его на шестерню правого распределительного вала. 1 - болты крепления шестерни на распределительном валу; 2 - шестерня привода левого распределительного вала; 3 - шестерня привода правого распределительного вала; 4 - зубчатый ремень
59. Уложите зубчатый ремень на шестерню привода второго распределительного вала (см. иллюстрацию 13.0)
60. Ослабьте крепление обоих роликов натяжения зубчатого ремня и, подведя левый ролик 7 (см. иллюстрацию 13.48) к зубчатому ремню, натяните его так, как он стоял перед снятием. Болт крепления этого ролика натяжения затяните с моментом 20 Нм.
61. Поверните ролик 7 по часовой стрелке и снова подтяните болт крепления ролика с моментом 20 Нм, если он при проворачивании ролика ослаб. Ролик проворачивается с помощью цапфового (крючкового) ключа, который вставляется в отверстия на ролике.
62. Проверните коленчатый вал на два оборота по направлению вращения двигателя, чтобы можно было вставить упорные болты в отверстия распределительной шестерни коленчатого вала и обеих шестерен привода распределительных валов.
63. Проверьте еще раз натяжение зубчатого ремня. Оно должно совпадать со значениями, полученными при снятии зубчатого ремня. В противном случае установку зубчатого ремня повторите.
Внимание! Сведения, приведенные выше, опробованы на практике, однако точность и правильность настроек и регулировок возможна только при использовании соответствующих приборов и инструментов.