Тщательно очистите все детали и смажьте все трущиеся поверхности моторным маслом.
1. Установите маслоотражательные колпачки с помощью оправки или отрезка трубы с внутренним диаметром 8 мм. Будьте осторожны и не повредите колпачки. В противном случае это приведет к увеличенному расходу масла (см. иллюстрацию).
8.1 Установка маслоотражательных колпачков и клапанов. 1 - оправка для установки маслоотражательных колпачков; 2 - маслоотражательный колпачок; 3 - тарелка клапана; 4 - пружина клапана; 5 - опорная шайба пружины
2. Вставьте клапаны в направляющие втулки. Если клапаны шлифовались, то они должны устанавливаться на соответствующие седла. То же самое касается и прежних клапанов, которые необходимо устанавливать нате же седла, на которых они стояли.
3. Вставьте клапаны, хорошо смазав их моторным маслом, в головку цилиндров с нижней стороны и установите сверху опорные шайбы, пружины и тарелки (см. иллюстрацию).
8.4 Порядок установки клапанов
4. Сожмите пружину клапана специальным приспособлением. В проточки на выступающем верхнем конце стержня клапана вставьте сухари и осторожно отпустите специальное приспособление. Убедитесь, что сухари хорошо встали на место. Сухари впускных и выпускных клапанов одинаковы. Чтобы проверить посадку сухарей, ударьте пластмассовым молотком по верхней стороне стержней клапанов. Неправильно ставшие сухари при ударе выскакивают. Во избежание вылета деталей положите на пружину тряпку.
Двигатели с 8 клапанами
5. Смажьте толкатели клапанов и регулировочные шайбы толкателей моторным маслом и установите их на прежние места. Регулировочные шайбы с одной стороны имеют закругленные края, другая же сторона ровная, без закругления. Именно этой стороной регулировочные шайбы устанавливаются на стержни клапанов (см. иллюстрацию).
8.5 Смажьте толкатели клапанов и регулировочные шайбы толкателей моторным маслом и установите их на прежние места. Регулировочные шайбы устанавливаются стороной с закругленными краями вверх.
Сторона с закругленными краями должна быть обращена вверх.
Если потребуется проверить правильность установки регулировочных шайб, то соответствующий толкатель необходимо извлечь полностью, потому что шайба под ним в момент проверки может перевернуться и лечь на противоположную сторону.
6. Смажьте опорные шейки распределительного вала моторным маслом и уложите распределительный вал в головку блока цилиндров. Установите корпуса подшипников распределительного вала, руководствуясь нанесенными метками. Затяните болты крепления корпусов с моментом 15 Нм, действуя из середины во вне в перекрестном порядке.
7. Набейте в отверстие распределительного вала в головке блока цилиндров сальник после того, как будет отрегулирован зазор клапанов.
8. Установите на распределительный вал шестерню привода и закрепите её болтом, затянув его с моментом 35 Нм. Распределительный вал при этом удерживайте от проворачивания.
9. Установите на место все остальные детали головки блока цилиндров, придерживаясь последовательности,обратной их снятию.
Двигатель с двумя распределительными валами и 16 клапанами
10 Установите клапаны и маслоотражательные колпачки.
11. Установите по очереди толкатели клапанов, руководствуясь метками, нанесенными при снятии.
12. Смажьте опорные шейки и кулачки обоих распределительных валов и уложите распределительные валы на место. Перед укладкой валов поверхности подшипников также смажьте моторным маслом. После укладки валов обеспечьте их правильное положение.
13. Поверните левый распределительный вал так, чтобы выемка на горце была обращен вверх и стоял строго перпендикулярно к горизонтальной поверхности (положение 12 часов). Правый распределительный вал должен располагаться так, чтобы выемка на его торце находилась на одной линии с опорной меткой регулировки газораспределительного механизма (см. иллюстрацию).
8.13 Монтажное положение распределительных валов двигателя с 16 клапанами.
1 - левый вал. Выемка на торце была обращен вверх и стоял строго перпендикулярно к горизонтальной поверхности (положение 12 часов).
2 - правый вал. Выемка на его торце должна находиться на одной линии с опорной меткой
14. Убедитесь, что по углам головки блока цилиндров установлены центрирующие штифты, обеспечивающие правильную установку головки относительно блока цилиндров.
15. Нанесите уплотняющую массу на соединяемые поверхности головки и блока цилиндров. Этой же массой смажьте резьбу отверстий для болтов крепления головки блока цилиндров и установите корпуса подшипников.
16. Затяните в два прохода, пользуясь схемой, болты крепления корпусов подшипников распределительных валов. На первом этапе затяжку выполняйте с моментом 5 Нм, а на втором - 10 Нм (см. иллюстрацию).
8.16 Схема затяжки болтов корпусов подшипников распределительных валов
17. Запрессуйте сальники в отверстия для распределительных валов. Воспользуйтесь для этого оправкой или кольцом из трубы соответствующего диаметра, а также болтом с прокладочной шайбой соответствующего диаметра (см. иллюстрацию).
8.17 Запрессовка сальника распределительного вала в отверстие на головке блока цилиндров. 1 - болт для запрессовки сальника с прокладочной шайбой; 2 - оправка или кольцо из трубы соответствующего диаметра
18. У становите на торцевой стороне двигателя демонтированные в ходе снятия головки блока цилиндров детали (см. иллюстрацию 6.10). Болты (1 и 2) крепления втулок (3 и 4) шестерен зубчатого ремня затяните с моментом 75 Нм. Для удержания шестерен от проворачивания установите упорные болты «а».
19. Установите на противоположной стороне головки блока цилиндров корпус термостата.
Головка блока цилиндров устанавливается в порядке, указанном выше.