Двигатели XU10
1. Слейте моторное масло.
2. Отсоедините все закрепленные на головке блока цилиндров детали.
3. Закрепите маховик от проворачивания. Для этого установите соответствующий башмак на зубчатый венец маховика или вставьте большую отвертку (см. иллюстрацию).
4.3 Маховик 2 запирается от проворачивания соответствующим «тормозным башмаком» 1, крепящимся на зубчатом венце
4. Отверните на внутренней стороне ременного шкива коленчатого вала болт крепления с прокладкой.
5. Снимите ременный шкив с вала. При необходимости воспользуйтесь монтировками.
6. Снимите двухсоставной защитный кожух зубчатого ремня, направляющую трубку указателя уровня масла (щупа), впускной патрубок охлаждающей жидкости и выпускной коллектор (см. иллюстрацию)
4.6 Снимите двухсоставной защитный кожух 4 зубчатого ремня, направляющую трубку 1 указателя уровня масла (щупа), впускной патрубок 2 охлаждающей жидкости и выпускной коллектор 3
7. Отсоедините масляный фильтр с помощью ключа для снятия фильтров. В случае отсутствия такового, пробейте масляный фильтр отверткой и отсоедините его, вращая отвертку. Масляный фильтр в любом случае подлежит замене, поэтому его повреждение при снятии не имеет никакого значения.
8. Отверните в перекрестном порядке болты крепления на маховике нажимного диска сцепления. Перед демонтажем нажимного диска отметьте положение диска и маховика относительно друг друга, чтобы при сборке установить их таким же образом (см. иллюстрацию).
4.8 Демонтаж нажимного диска сцепления. 1 - «тормозной башмак» маховика; 2 - маховик; 3 - ведомый диск сцепления; 4 - нажимной диск сцепления
9. Выверните центральный болт шестерни распределительного вала, удерживая её от проворачивания. Для удержания шестерни от проворачивания можно воспользоваться сверлом соответствующего диаметра (см. иллюстрацию).
4.9 Для удержания шестерни от проворачивания можно воспользоваться сверлом соответствующего диаметра
Положение коленчатого и распределительного валов в данном случае не имеет значения, потому что газораспределительный механизм все равно нужно будет регулировать при сборке двигателя.
10. Снимите зубчатый ремень с шестерен и натяжного ролика. Для этого ослабьте положение натяжителя ремня, отведите натяжитель в сторону и снимите зубчатый ремень с шестерен (см. иллюстрацию).
4.10 Снятие зубчатого ремня. Двигатель ХШО. 1 - натяжной ролик; 2 - зубчатый ремень; 3 - шестерня водяного насоса; 4 - распределительная шестерня коленчатого вала; 5 - приводная шестерня распределительного вала
11. Обозначьте краской или фломастером направление вращения зубчатого ремня. Оно совпадает с направлением вращения двигателя. Эта метка понадобится, если будет устанавливаться прежний зубчатый ремень.
Внимание! Не допускайте попадания на зубчатый ремень масла или смазки и избегайте перегиба ремня. Рекомендуется повесить снятый зубчатый ремень на крюк или гвоздь.
Приводную шестерню распределительного вала можно не снимать.
12. Отсоедините высоковольтные провода свечей зажигания.
13. Выверните болты крепления и снимите крышку головки блока цилиндров. У двигателей с 16 клапанами (двумя распределительными валами) болты крепления крышки головки блока цилиндров выворачиваются за несколько проходов, действуя от центра во вне. Что касается двигателей с 8 клапанами, то крышка головки блока цилиндров крепится так, как показано на (иллюстрации 4.13).
4.13 Крепление крышки головки блока цилиндров двигателя с 8 клапанами
14. Отсоедините и снимите генератор вместе с консолью крепления, регулятор давления масла и кронштейны опор подвески двигателя.
15. Отверните в перекрестном порядке восемь болтов крепления маховика и сбейте маховик резиновым молотком. Будьте осторожны и не уроните маховик. Над маховиком находится небольшая пластина, которую можно также снять. Одновременно освободится доступ к резьбовой пробке масляного отверстия. Выверните пробку с помощью торцового ключа.
16. Снимите распределительную шестерню коленчатого вала. За шестерней находятся вставка и направляющая зубчатого ремня, которые снимаются вместе с шестерней. Рядом с приводной шестерней водяного насоса располагается второе отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой. Выверните и эту пробку с помощью торцового ключа.
17. Снимите крышку на торцевой стороне двигателя, закрепленную шестью болтами. Выбейте находящийся в крышке сальник (см. иллюстрацию).
4.17 Снимите крышку на торцевой стороне двигателя
18. Выверните болт крепления ролика натяжения зубчатого ремня и снимите ролик. Опорный болт также можно вывернуть.
19. Выверните болты крепления водяного насоса, доступ к которым стал возможен после снятия крышки с торцевой стороны двигателя. Одновременно снимите находящийся рядом патрубок охлаждающей жидкости и прокладку, вывернув три болта крепления.
20. Снимите оставшиеся кронштейны опор подвески двигателя.
21. Выверните болты крепления и снимите головку блока цилиндров (см. соответствующую главу). После снятия головки блока цилиндров, запишите соответствующие номера цилиндров на верхней стороне поршней.
22. Переверните двигатель картером вверх и снимите картер. Картер у данного типа двигателей может устанавливаться как с прокладкой,так и без таковой.
23. Выверните на нижней стороне блока цилиндров три болта крепления масляного насоса и снимите масляный насос. Для того, чтобы снять масляный насос, его необходимо сначала приподнять, а затем подать вперед. Приводная шестерня насоса снимается вместе с цепью. Обычно между масляным насосом и блоком цилиндров устанавливается прокладка (см. иллюстрацию).
4.23 Для того, чтобы снять масляный насос, его необходимо сначала приподнять, а затем подать вперед (см. стрелки)
24. Отверните по порядку гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников и снимите крышки. Чтобы снять шатунные подшипники, необходимо коленчатый проворачивать, чтобы соответствующие подшипники по два выходили в нижнюю мертвую точку. Снимите вкладыши с шатунных шеек и установите их в соответ ствующие крышки. Шатуны и крышки шатунов имеют метку на одной из сторон.
25. Выбейте поршни вместе с шатунами из отверстий для поршней. Перед этим убедитесь, что поршни обозначены согласно нумерации цилиндров. После снятия поршня и шатуна крышку шатуна и вкладыш закрепите на шатуне.
26. Нанесите керном метки на крышках коренных подшипников и на блоке цилиндров.
27. Ослабьте затяжку болтов, действуя извне к середине и снимите крышки вместе с нижними вкладышами. При снятии второй крышки извлеките два упорных полукольца (см. иллюстрацию).
4.27 Снимите крышки 1 коренных подшипников, крышки 2 шатунов и сальник на заднем торце коленчатого вала
При приобретении вкладышей коренных подшипников обязательно указывайте год выпуска номер двигателя, потому что вкладыши могут отличаться.
28. Извлеките коленчатый вал и верхние вкладыши коренных подшипников и два оставшихся упорных полукольца.
29. Соберите вкладыши и крышки вместе. Сальник на заднем торце коленчатого вала можно снять после извлечения вала из блока цилиндров (см. иллюстрацию 4.27).
Двигатели XU7 объемом 1,8 литра
Разборка данного двигателя вплоть до снятия головки блока цилиндров выполняется идентично.
30. Снимите головку блока цилиндров (см. соответствующую главу).
31. Обозначьте маркером поршни и гильзы цилиндров.
32. Отверните гайки болтов крышек шатунов и снимите крышки, а также гильзы цилиндров вместе с поршнями и шатунами и уложите их соответствующим образом. Поршни извлеките из гильз цилиндров.
33. Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами, предварительно обозначив монтажное положение крышек на блоке цилиндров.
34. Извлеките коленчатый вал и выньте из постелей верхние половины вкладышей.