1.1а Бензиновый 3-цилиндровый двигатель 1.0 л (44 кВт/60 л.с.): 1. Впускной воздуховод; 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. Шкив привода водяного насоса; 4. Генератор; 5. Натяжной ролик мультиреберного ремня; 6. Шкив коленчатого вала; 7. Поддон картера двигателя; 8. Блок управления дроссельной заслонкой; 9. Крышка маслозаливной горловины; 10. Масляный фильтр; 11. Измеритель уровня двигательного масла; 12. Докаталитический лямбда-зонд; 13. Каталитический преобразователь; 14. Нижняя (алюминиевая) часть блока цилиндров
1.1b. Дизельный 4-цилиндровый двигатель 1.3 л (51 кВт/70 л.с.): 1. Цепь привода ГРМ; 2. Крышка маслозаливной горловины; 3. Масляный фильтр; 4. Свеча накаливания; 5. Мультиреберный ремень привода вспомогательных агрегатов; 6. Турбокомпрессор; 7. Компрессор системы К/В; 8. Каталитический преобразователь; 9. Измеритель уровня двигательного масла; 10. Регулятор давления системы питания топливом; 11. ТНВД; 12. Вакуумный насос; 13. Корпус термостата; 14. Поршень; 15. Шатун; 16. Коленчатый вал; 17. Корзина сцепления
2. На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях предусматривается установка 3-цилиндровых (Z1 ОХЕ(Р)) и 4-цилиндровых рядных двигателей. Практически все двигатели оборудуются двумя распределительными валами верхнего расположения (DOHC) и четырьмя клапанами на цилиндр (2 впускных и 2 выпускных). Исключение составляет только 4-цилиндровый бензиновый двигатель Z16SE, который имеет по 2 клапана на цилиндр и один распределительный вал (SOHC).
3. Двигатель установлен поперечно в передней части автомобиля и крепиться посредством резинометаллических опор. За счет амортизационных свойств опор вибрации и колебания силового агрегата гасятся и не предаются кузову, что позволяет комфортно управлять автомобилем на низких оборотах двигателя и, соответственно, снижать расход топлива. Система охлаждения двигателя - жидкостного типа с принудительным охлаждением, система смазки двигателя - закрытого типа с мокрым картером. Привод осуществляется на передние колеса посредством закрепленной слева на двигателе трансмиссионной сборки.
4. Блок цилиндров состоит из двух частей: верхняя выполнена из серого чугуна, а нижняя из алюминиевого сплава. Обе части соединены друг с другом болтовыми соединениями. Нижняя часть картера со встроенными подшипниками служит опорой коленчатого вала. Литая головка цилиндров выполнена из алюминиевого сплава и имеет с блоком цилиндров резьбовое соединение. Алюминий обладает более высокой теплопроводностью и меньшим удельным весом по сравнению с чугуном. В головку запрессованы стальные седла и направляющие клапанов. Благодаря наличию гидравлических компенсаторов у большинства двигателей (кроме дизельных с рабочим объемом 1.7 л) зазор в клапанах поддерживается автоматически, что исключает необходимость его регулировки при проведении технического обслуживания двигателя.
5. Принципиальная схема системы смазки двигателя представлена на сопр. иллюстрации. Система смазки работает от приводимого во вращение от цапфы коленчатого вала масляного насоса.
1.5. Принципиальная схема системы смазки двигателя: 1. Масляный насос; 2. Маслозаборник; 3. Поддон катера; 4. Полнопоточный масляный фильтр; 5. Редукционный клапан; 6. Главная масляная магистраль; 7. Коренная шейка коленчатого вала; 8. Шатунная шейка коленчатого вала; 9. Вертикальный маслоток; 10. Шейка распределительного вала
Замечание: На некоторых моделях двигателей привод насоса может осуществляться посредством зубчатого ремня.
Масло забирается через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник из поддона картера двигателя и фильтруется полнопоточным сменным масляным фильтром. Масляный насос оборудован редукционным клапаном. При превышении определенного значения давления в системе смазки клапан открывается, и избыточное масло сливается в поддон катера. Масло движется по предусмотренным в литье блока маслотокам. Из масляного фильтра основной поток масла под давлением подается в главную масляную магистраль и далее к подшипникам коленчатого вала через специальные сверления в теле вала, а также на днища поршней и стенки гильз цилиндров. Одновременно через вертикальные каналы масло поступает в головки блока цилиндров для смазки подшипников распределительных валов. При засорении полнопоточного масляного фильтра открывается перепускной клапан, и масло подается в главную масляную магистраль в обход фильтра (нефильтрованное). Смазывание кулачков распределительного вала и клапанных компонентов, равно как и прочих внутренних компонентов двигателя осуществляется методом разбрызгивания.
6. фирма Opel продолжает совершенствовать конструкцию двигателей. В настоящем Руководстве более подробно рассмотрены модификации двигателей более раннего (до 2004 г. включительно) выпуска. На автомобили более поздних годов выпуска могут быть установлены уже модифицированные двигатели.
7. Для моделей Corsa С базовым является 3-цилиндровый бензиновый двигатель Z10XE. На данном двигателе привод распределительных валов осуществляется посредством цепи и не требует постоянного технического облуживания. С 2004 года автомобили оборудуются модифицированным двигателем Z10XEP с системой Twinport, большим (за счет увеличения диаметра цилиндров) рабочим объемом и повышенной степенью сжатия. По желанию автовладельца, на модели Corsa С могут устанавливаться более мощные двигатели Z12XE/Z14XEP. По конструкции они повторяют двигатель Z10XE, но имеют 4 цилиндра.
8. На модели Corsa Combo и Meriva устанавливаются 16-клапанные бензиновые двигатели Z14XE/Z16XE/Z18XE или 8-клапанный двигатель Z16SE. Привод распределительных валов данных двигателей осуществляется посредством зубчатого ремня. Воздействие на установленные под углом впускные/выпускные клапаны от распределительных валов передается через гидротолкатели (компенсаторы), а на двигателе Z16SE вертикально установленные клапаны приводятся в движение через коромысла.
9. Предусмотрена возможность установки на автомобили дизельных двигателей. Двигатель Z13DT разработан на основе бензинового двигателя с рабочим объемом 1.0 л и так же оборудуется цепным приводом распределительных валов. На дизельных двигателях с рабочим объемом 1.7 л привод распределительного вала впускных клапанов осуществляется зубчатым ремнем, и далее на выпускной распределительный вал через цилиндрическую зубчатую передачу.
10. Для проверки технического состояния двигателя, проведения работ по диагностированию систем и механизмов двигателя, его обслуживанию и ремонту требуется достаточно большой спектр специальных приспособлений и приборов, а так же требуется определенный опыт работы с подобным инструментом, поэтому составители настоящего Руководства настоятельно рекомендуют обращаться для проведения ТО и ремонта на специализированные сервисные станции.
11. Формат данного издания не позволяет в полном объеме описать все операции по разборке/сборке двигателей, устанавливаемых на описываемых в настоящем Руководстве моделях. В последующих разделах приведен порядок выполнения только основных работ, наиболее часто выполняемых при проведении ТО и текущего ремонта без снятия двигателя. Некоторые операции достаточно просты либо постоянно повторяются при выполнении работ -в некоторых случаях их описание опускается.
Замечание: В связи с постоянной модификацией конструкции автомобиля и двигателей, возможны некоторые отклонения от ниже описываемых процедур. Для демонтажа/установки деталей или узлов в этом случае требуется элементарная сообразительность - внимательно осмотрите их и определите какие дополнительные элементы необходимо предварительно отсоединить или что мешает их демонтажу. Вряд ли новые варианты будут принципиально отличаться от описанных ниже.