Внимание: Не открывайте крышку расширительного бачка и не снимайте термостат до полного остывания двигателя! См. также Раздел 2.
Общая информация
1. Термостат предназначен для ускорения процесса прогрева двигателя и делит систему охлаждения на два контура: большой и малый. Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет определенного значения (как правило, термостаты отрегулированы на температуру 80-90°С) клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, не попадая в радиатор. В результате двигатель быстро прогревается до нормальной рабочей температуры. При превышении некоторого порогового значения температуры охлаждающей жидкости наполнитель термостата начинает расширятся и открывает клапан - жидкость начинает циркулировать по большому контуру через радиатор.
2. Корпус термостат крепится к двигателю. Местоположение термостата может различаться в зависимости от компоновки силового агрегата, но его легко найти - он всегда соединен с верхним шлангом радиатора.
3. Ниже подробно приведено описание процедуры снятия/установки термостата на двигателях Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP, для остальных двигателей приведены только отличия и особенности.
Снятие/установка
4. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Главу 5). На моделях Corsa-Eco снимите защиту картера двигателя (см. Главу 2).
5. Слейте охлаждающую жидкость (см. Раздел 3).
Замечание: Сливать охлаждающую жидкость полностью не требуется. Достаточно того, что уровень охлаждающей жидкости опустился ниже корпуса термостата.
6. Ослабьте хомут крепления и снимите шланг с патрубка системы охлаждения (см. сопр. иллюстрацию).
9.6. Снимите шланг (2) с патрубка (1) системы охлаждения (на примере двигателя Z10XE)
7. Выверните 3 болта и снимите корпус термостата вместе с термостатом.
8. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой замените уплотнительную прокладку (см. сопр. иллюстрацию) и затяните болты крепления корпуса термостата с требуемым усилием.
9.8. Уплотнительная прокладка корпуса термостата (Z10XE(P)/Z12XE/Z14XEP)
9. Залейте в систему охлаждающую жидкость (см. Раздел 3).
10. Запустите двигатель, прогрейте до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.
Особенности двигателей Z14XE/Z16XE
10. Снимите крышку двигателя (см. Главу 2).
11. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините шланг предварительного подогрева модуля дроссельной заслонки от корпуса термостата.
Особенности двигателя Z18XE
12. Снимите верхнюю крышку двигателя (см. Главу 2).
13. Выверните болт и высвободите впускной воздуховод из держателя.
14. Отсоедините шланг (см. сопр. иллюстрацию) системы охлаждения, рассоедините разъем электропроводки датчика температуры охлаждающей жидкости, выверните 2 крепежных болта и снимите корпус термостата с двигателя.
9.14. Корпус (4)термостата (двигатель Z18XE): 2. Шланг системы охлаждения; 3. Разъем электропроводки датчика температуры охлаждающей жидкости
15. Проверьте термостат (см. ниже), при необходимости замените термостат. При замене не забудьте переустановить датчик температуры охлаждающей жидкости в корпус нового термостата, затяните его с требуемым усилием (см. Спецификации).
Особенности двигателя Z16SE
16. Снимите зубчатый ремень, зубчатое колесо распределительного вала, натяжной ролик и ведущее зубчатое колесо зубчатого ремня (см. Главу 2).
17. Отсоедините заднюю крышку зубчатого ремня.
18. Выверните крепежные болты и снимите корпус термостата с головки цилиндров (см. сопр. иллюстрацию).
9.18. Корпус термостата (1) (двигатель Z16SE)
19. Извлеките термостат из посадочного гнезда (см. сопр. иллюстрацию).
9.19. Термостат (2) (двигатель Z16SE)
Особенности двигателя Z13DT
20. На данных моделях корпус термостата установлен под вакуумным насосом и закреплен болтами на головки цилиндров.
Замечание: Термостат нельзя извлечь из корпуса - при необходимости он должен заменяться вместе с корпусом.
21. Снимите топливный фильтр и хомут крепления фильтра (см. Главу 4).
22. Выверните 4 болта и снимите патрубок нагнетательного воздушного тракта.
23. Рассоедините разъем электропроводки датчика (установлен на корпусе термостата) температуры охлаждающей жидкости.
24. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините 4 шланга системы охлаждения от корпуса термостата.
25. Выверните болты крепления корпуса термостата (см. сопр. иллюстрацию) и снимите корпус.
9.25. Болты (2) крепления корпуса (1) термостата (двигатель Z13DT)
26. Установка выполняется в порядке, обратном порядку снятия. При замене термостата, переставьте датчик температуры со старого на новый.
Особенности двигателей Y17DT(L)/ Z17DTH
27. Выверните болты крепления и снимите крышку корпуса термостата (см. сопр. иллюстрацию). Извлеките термостат.
9.27. Болты (указаны стрелками) крепления крышки корпуса термостата (двигатели Y17DT(L)/Z17DTH)
Проверка
28. Основной причиной выхода термостата из строя является старение наполнителя и потеря им способности значительно изменять свой объем в зависимости от температуры. В процессе эксплуатации могут возникнуть и механические повреждения клапана термостата.
29. Предварительно работоспособность термостата можно проверить, не снимая его с двигателя. При работающем двигателе откройте капот и дотроньтесь до верхнего шланга радиатора.
Внимание: Соблюдайте осторожность - при высокой температуре охлаждающей жидкости можно обжечь руку!
Если двигатель только запущен и не успел набрать рабочую температуру, а жидкость в верхнем шланге уже теплая, значит клапан термостата не закрыт. На это же указывает более медленное, чем обычно повышение температуры охлаждающей жидкости, а в зимнее время - снижение мощности отопителя. Если активировалась контрольная лампа (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации») температуры охлаждающей жидкости на панели приборов, а верхний патрубок холодный - гарантированно можно сказать, что клапан не открывает большой контур.
Замечание: Это лишь приблизительный способ проверки, при этом надо быть уверенным, что все остальные компоненты системы охлаждения и контроля температурного режима функционируют исправно, уровень охлаждающей жидкости в норме. Следуйте рекомендациям, приведенным в разделе, посвященном диагностике неисправностей системы охлаждения (см. Главу «Введение»).
30. Наиболее точные результаты дает проверка термостата на верстаке.
31. Снимите термостат с двигателя (см. выше).
32. Подвяжите к сборке термостата отрезок проволоки и опустите ее в заполненную водой емкость (см. сопр. иллюстрацию). Туда же опустите термометр.
9.32. Проверка исправности функционирования термостата
Внимание: Проследите, чтобы термометр и термостат не соприкасались со стенками и дном емкости!
33. Начинайте медленно подогревать воду, следя за изменением показаний термометра. Срабатывание клапана термостата должно происходить в точном соответствии с контрольными установками для конкретной модели двигателя (см. Спецификации).
34. Оцените величину полного открывания клапана, - номинальное значение составляет b - а = 8 мм (см. сопр. иллюстрацию). В случае выявления отклонений замените термостат.
9.34. Проверка полноты открывания клапана термостата