Коленвал и коренные подшипники
1. Проверить, чтобы картер и коленвал были безукоризненно чистыми, а смазочные каналы были прочищены. По возможности продуть каналы и отверстия сжатым воздухом и впрыснуть через них чистое моторное масло, чтобы удостовериться, что они не засорены.
2. Начисто протереть гнезда подшипников в картере и крышки подшипников и установить в гнезда верхние половины вкладышей коренных подшипников.
3. Обратите внимание на то, что в задней части каждого подшипника имеется выступ, который должен зайти в предназначенное для него углубление.
4. В случае новых вкладышей стереть все следы защитной смазки.
5. Центральный подшипник контролирует также осевое перемещение коленвала. Обратите внимание на то, что на всех половинах вкладышей, стоящих в картере, имеются смазочные отверстия (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484281.jpg)
Фотография 34.5A. Вкладыш центрального коренного подшипника. Видны упорные фланцы.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484282.jpg)
Фотография 34.5В. Установочная канавка вкладыша коренного подшипника.
6. После установки вкладышей подшипников в картер и крышки смазать их чистым моторным маслом.
7. Заполнить губки нового сальника коленвала смазкой и установить его на конец коленвала.
8. Осторожно установить коленвал на его место в картере (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484283.jpg)
Фотография 34.8А. Установка коленвала на место в картер.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484284.jpg)
Фотография 34.8В. Задний сальник коленвала.
9. Смазать коренные шейки коленвала и установить на место крышки центрального и промежуточного коренных подшипников. Затянуть болты крышек до заданного момента (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484285.jpg)
Фотография 34.9А. Установка крышки коренного подшипника.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484286.jpg)
Фотография 34.9В. Затяжка болта крышки коренного подшипника.
10. Очистить канавки в крышке заднего коренного подшипника от старого герметика и покрыть внутренние поверхности крышки герметиком, соответствующим спецификации GM 15 04 200/8 983 368*. (Этот герметик продается в тюбиках по 200 мл в специализированных магазинах GM). Заполнить боковые канавки в крышке клеем-герметиком, вулканизирующимся при комнатной температуре. После установки крышки на место и затяжки ее болтов еще раз впрыснуть клей-герметик в боковые канавки так, чтобы можно было быть уверенным, что они заполнены. Стереть излишки герметика (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484287.jpg)
Фотография 34.10А. Установка крышки заднего коренного подшипника.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484288.jpg)
Фотография 34.10В. Впрыскивание клея-герметика, вулканизирующегося при комнатной температуре, в канавки в крышке заднего коренного подшипника.
11. Установить на место крышку переднего коренного подшипника, смазать болты герметиком и затянуть их до нужного момента. Проверить, чтобы после затяжки болтов крышка подшипника была точно вровень с торцевой поверхностью картера.
12. Повернуть коленвал и проверить, чтобы он свободно вращался без заеданий и тугих мест. Проверить, чтобы осевое перемещение коленвала не выходило за заданные пределы. При необходимости можно отрегулировать осевое перемещение, подобрав другие вкладыши центрального подшипника. Осевое перемещение коленвала можно проверить с помощью циферблатного прибора или щупов, вставленных между фланцем вкладыша центрального подшипника и поверхностью коленвала. Перед началом измерений проверьте, чтобы коленвал был сдвинут до упора в одну сторону картера так, чтобы в месте измерения получился максимально широкий зазор (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484289.jpg)
Фотография 34.12. Проверка осевого перемещения коленвала с помощью толщиномера.
Поршневые кольца
13. Проверить, чтобы канавки под кольца были хорошо очищены. Кольца одеваются на поршень через днище.
14. Чтобы при установке колец они не заскакивали в пустые канавки, под них следует подложить щупы толщиномера или тонкие стальные полоски. Установка колец осуществляется в порядке, обратном порядку их снятия.
15. При установке поршневых колец строго следуйте инструкциям изготовителя. Существует несколько типов компрессионных и маслосъемных колец, и каждый тип имеет свой способ правильной установки.
16. После установки колец проверить, чтобы компрессионные кольца могли свободно сжиматься и разжиматься в своих канавках. Некоторые типы многосекционных маслосъемных колец имеют тугую посадку в своих канавках, и поэтому сказанное выше к ним не относится. Повернуть кольца так, чтобы замки соседних колец были разнесены относительно друг друга на примерно 180 град. Если маслосъемное кольцо состоит из 2 секций, между которыми размещается распорное кольцо, замок верхней секции должен быть смещен относительно замка распорного кольца на 25-50 мм влево, а замок нижней секции — на такое же расстояние вправо.
Поршни/шатуны
17. Как уже указывалось ранее, рассоединение поршней и шатунов требует специального оборудования и должно производиться специалистом.
18. Перед началом установки разложить поршни с шатунами и крышками подшипников в порядке их установки в цилиндры.
19. Протереть цилиндры и смазать их маслом. Хорошо смазать поршневые кольца.
20. Установить компрессор колец на первый поршень так, чтобы основание компрессора опиралось на блок цилиндров. Проверить, чтобы метки на шатуне смотрели в нужную сторону (это крайне важно, т.к. на днищах поршней отсутствуют соответствующие метки, указывающие направление).
22. С помощью деревянной рукоятки молотка забить поршень с шатуном в цилиндр. Компрессор при этом останется стоять на блоке цилиндров.
23. Подвести нижнюю головку шатуна к шатунной шейке. Установить и смазать вкладыши подшипника, установить крышку и затянуть болты (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484290.jpg)
Фотография 34.23А. Детали нижней головки шатуна.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484291.jpg)
Фотография 34.23В. Установка крышки шатунного подшипника.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484292.jpg)
Фотография 34.23С. Затяжка болта крышки шатунного подшипника.
Масляный насос
24. Перед установкой масляного насоса следует принять меры, чтобы губки сальника не были повреждены и не загнулись назад на буртике на переднем конце коленвала. Для этого смазать губки смазкой и обмотать конец распредвала клейкой лентой так, чтобы получился плавный конус. Установить новую прокладку (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484293.jpg)
Фотография 34.24А. Конец коленвала обмотан, чтобы закрыть буртик.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484294.jpg)
Фотография 34.24В. Установка масляного насоса и прокладки.
25. Установить на место насос и снять клейкую ленту.
26. Затянуть болты до нужного момента.
27. Установить на место маслозаборную трубку и сетчатый фильтр (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484295.jpg)
Фотография 34.27А. Соединительный фланец маслозаборной трубки.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484296.jpg)
Фотография 34.27В. Опорный кронштейн маслозаборной трубки.
28. Установить на место поддон (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484297.jpg)
Фотография 34.28. Установка на место поддона с прокладкой.
29. Установить сегментную шпонку на передний конец коленвала, перевернуть двигатель и опереть его на поддон (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484298.jpg)
Фотография 34.29. Установка на коленвал сегментной шпонки.
Маховик
30. Поднести маховик к заднему установочному фланцу коленвала и совместить отверстия под болты, которые смещены так, что маховик можно установить только в одном положении (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484299.jpg)
Фотография 34.30. Правильно установленный маховик.
31. Нанести на болты состав для фиксации резьбовых соединений, установить их на место и закрутить вручную.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484327.jpg)
Рис. 1.31. Нанесение герметика на внутренние поверхности крышки коренного подшипника
32. Заблокировать зубчатый венец маховика и затянуть болты до нужного момента (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484300.jpg)
Фотография 34.32. Затяжка одного из болтов маховика.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484328.jpg)
Рис. 1.32. Проверка осевого перемещения коленвала с помощью циферблатного прибора
Головка цилиндров и картер распредвала
33. Проверить, чтобы все клапаны и пружины были чистыми, а в направляющих втулках и отверстиях в головке цилиндров не оставалось сажи или пасты для притирки клапанов.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484329.jpg)
Рис. 1.33. Различные типы маслосъемных колпачков: А. Ранний тип; В. Последний тип.
34. Начать сборку с одного конца головки цилиндров следующим образом.
35. Вставить клапан в направляющую втулку, проверив, чтобы шток клапана был хорошо смазан. Клапаны должны устанавливаться в те седла, к которым они были притерты (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484301.jpg)
Фотография 34.35. Установка клапана в головку цилиндров.
36. В случае впускного клапана установить гнездо пружины, в случае выпускного — вращатель клапана (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484302.jpg)
Фотография 34.36А. Вращатель (А) выпускного клапана и гнездо пружины (В) впускного клапана.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484303.jpg)
Фотография 34.36В. Детали клапана: А Выпускной клапан; В Впускной клапан.
37. Придерживая клапан на месте, осторожно затолкнуть маслосъемный колпачок на направляющую втулку так, чтобы буртик на колпачке вошел в канавку на втулке. Не заталкивайте колпачок дальше канавки, т.к. после этого он не сможет выполнять свои функции. Обратите внимание на то, что на двигателях 1.6 и 1.8 стоят модифицированные маслосъемные колпачки. На рис.1.33 показаны маслосъемные колпачки старого и нового типов. Новые колпачки могут быть установлены на старые двигатели.
38. Установить на место пружину клапана.
39. Установить на место тарелку пружины (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484304.jpg)
Фотография 34.39. Установка тарелки клапанной пружины.
40. Установить конец компрессора пружин на тарелку, а его винтовую головку — на головку клапана и затянуть винт так, чтобы пружина опустилась ниже канавки на штоке клапана. Нанести на канавку немного смазки.
41. Установить в канавку сухари узким краем в сторону пружины. За счет смазки сухари будут держаться на месте (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484305.jpg)
Фотография 34.41. Установка сухарей.
42. Медленно снять давление с пружины, следя за тем, чтобы сухари не вышли из канавки. При полностью отпущенной пружине верхние края сухарей должны совместиться друг с другом. После установки на место всех клапанов следует осторожно постучать по верху каждой пружины молотком с мягким бойком, чтобы окончательно посадить сухари на место.
43. Смазать гидравлические толкатели и вставить их в их каналы в головке цилиндров (см. фотографию). Если вы ставите новые толкатели, следует предварительно погрузить их в чистое моторное масло и вручную сжать несколько раз для того, чтобы зарядить.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484306.jpg)
Фотография 34.43. Установка гидравлического толкателя в головку цилиндров.
44. Установить на место рокеры с упорными накладками. Установить новые свечи зажигания (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484307.jpg)
Фотография 34.44А. Установка упорной накладки.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484308.jpg)
Фотография 34.44В. Установка рокера.
45. Установить термостат с новым уплотнительным кольцом. Установить крышку корпуса термостата и закрутить болты (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484309.jpg)
Фотография 34.45. Затяжка одного из болтов корпуса термостата.
46. На двигателях 1.3 установить задний щиток ремня распредвала на передний конец крышки распредвала (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484310.jpg)
Фотография 34.46. Задний щиток ремня распредвала (двигатель 1.3).
47. Смазать подшипники распредвала и осторожно вставить распредвал в его картер (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484311.jpg)
Фотография 34.47. Вставить распредвал.
48. Установить стопорную пластину с фиксирующими винтами и проверить осевое перемещение распредвала (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484312.jpg)
Фотография 34.48А. Стопорная пластина распредвала (показана стрелкой).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484313.jpg)
Фотография 34.48В. Проверка осевого перемещения распредвала.
49. Установить новый сальник в держатель (если до сих пор этого не сделано) и, придерживая распредвал рожковым ключом, установить звездочку распредвала, зафиксировать ее болтом и затянуть болт до нужного момента (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484314.jpg)
Фотография 34.49. Затяжка болта звездочки распредвала.
50. Тщательно очистить уплотнительные поверхности головки и блока цилиндров.
51. Установить на блок новую прокладку головки цилиндров надписью OBEN вверх (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484315.jpg)
Фотография 34.51. Надпись на верхней поверхности прокладки головки цилиндров.
52. Установить головку на блок так, чтобы установочные штифты вошли в предназначенные для них отверстия (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484316.jpg)
Фотография 34.52. Установка головки на блок цилиндров.
53. Нанести связующий состав на уплотнительные фланцы головки цилиндров и картера распредвала и установить картер распредвала на головку цилиндров (установочные метки на звездочке распредвала должны совместиться) (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484317.jpg)
Фотография 34.53. Установка картера распредвала.
54. Установить на место болты головки цилиндров и затянуть их в последовательности, показанной на рис.1.3. Болты затягиваются в 5 этапов (см. Спецификации и раздел 8).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484318.jpg)
Фотография 34.54. Затяжка болтов картера распредвала
55. Установить водяной насос (см. главу 2) и затянуть крепящие его болты вручную (окончательная затяжка производится после установки ремня распредвала) (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484319.jpg)
Фотография 34.55. Установка водяного насоса.
56. Зафиксировать болтами задний щиток ремня распредвала (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484320.jpg)
Фотография 34.56. Установка заднего щитка ремня распредвала.
57. Установить звездочку на передний конец коленвала так, чтобы приподнятая шпонка на звездочке вошла в прорезь на шкиве коленвала (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484321.jpg)
Фотография 34.57. Звездочка распредвала.
58. Зафиксировать звездочку болтом и затянуть его до нужного момента (см. Спецификации).
59. Установить и натянуть ремень распредвала (см. раздел 5).
60. Установить крышку ремня распредвала. На ранних моделях верхний винт крышки можно завернуть только после того, как будет установлена крышка картера распредвала с новой прокладкой (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484322.jpg)
Фотография 34.60А. Установка крышки картера распредвала.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484323.jpg)
Фотография 34.60В. Соединительное звено между крышкой ремня распредвала и крышкой картера распредвала.
61. Подсоединить впускной и выпускной коллекторы с новыми прокладками и затянуть болты. Не забудьте закрепить подъемные ушки двигателя (см. фотографии).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484324.jpg)
Фотография 34.61А. Подъемное ушко двигателя, стоящее на шпильке впускного коллектора.
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484325.jpg)
Фотография 34.61В. Подъемное ушко двигателя, стоящее на шпильке выпускного коллектора.
62. Подсоединить к выпускному коллектору коллектор горячего воздуха (двигатели 1.3 и 1.6) (см. фотографию).
![](https://autoinstruction.ru/img/opel/177/484326.jpg)
Фотография 34.62. Коллектор горячего воздуха выпускного коллектора.
63. Установить вспомогательное оборудование двигателя (см. соответствующие главы). Генератор и его приводной ремень не устанавливаются до тех пор, пока двигатель не будет поставлен на машину, т.к. в противном случае будет затруднен доступ к правой задней подушке двигателя. Стартер также ставится только на уже установленный на машину двигатель.
64. На двигателях 1.8 подсоединить инжекторную систему (см. главу 3).