2. Для снятия клапанов необходимо сжать пружины так, чтобы можно было вытащить сухари из канавки в верхней части штока клапана.
3. Разместить компрессор пружин так, чтобы вилка на конце рычага стояла на тарелке клапанной пружины, а винт зажима упирался в поверхность головки клапана.
4. Закрутить зажим так, чтобы сжать пружины и ослабить давление тарелки пружины на сухари. Если тарелка застрянет, следует, придерживая головку клапана, легко постучать по зажиму молотком.
5. Вытащить 2 сухаря, отпустить пружину и снять компрессор. Снять тарелку и пружину и извлечь клапан.
б. По мере снятия клапанов раскладывать их по порядку так, чтобы при установке не перепутать. Можно взять кусок картона, проделать в нем 8 отверстий и вставить в них клапаны.
7. Помня о том, что головка цилиндров сделана из легкого сплава, очистить ее от нагара тупым скребком или поворотной проволочной щеткой. Очистке подлежат также штоки клапанов и направляющие втулки. Промыть камеры сгорания и все отверстия керосином и очистить наружную поверхность головки с помощью тупого скребка.
8. Если двигатель стоит на машине, очистить поршни и верхнюю часть цилиндров. Если поршни все еще находятся в блоке цилиндров, следите за тем, чтобы счищаемый нагар не попал в цилиндры, т.к. он может поцарапать стенки цилиндров и привести к повреждению поршней и поршневых колец. Чтобы этого не случилось, следует сначала повернуть коленвал так, чтобы 2 поршня встали в верхнее положение. Заткнуть 2 остальных цилиндра тряпками или закрыть их бумагой. Следует также прикрыть каналы водяной рубашки, чтобы грязь не попала в систему охлаждения и не повредила водяной насос.
9. Нанести немного смазки в промежуток между поршнями и стенками цилиндров и с помощью тупого скребка счистить нагар с днищ поршней, следя за тем, чтобы не поцарапать алюминий. Счистить нагар также с прилегающей кромки цилиндров. Убрать загрязненную смазку, следя за тем, чтобы не продавить ее в цилиндры. Для того, чтобы предотвратить накопление нагара, днища поршней можно обработать полировочной пастой для металла, но при этом не забудьте удалить впоследствии все следы пасты. Вытащить тряпки из оставшихся двух цилиндров и повернуть коленвал так, чтобы поршни в них встали в верхнее положение. Заткнуть очищенные цилиндры тряпками и повторить указанную процедуру.
10. Осмотреть головки клапанов на изъязвления и обгорание (в особенности головки выпускных клапанов). Одновременно осмотреть седла клапанов. При незначительном изъязвлении клапанов и седел дефекты могут быть убраны в ходе притирки клапанов.
11. При сильном изъязвлении седел клапанов их придется перенарезать и установить новые клапаны (производится специалистом). На практике крайне маловероятно, чтобы седла были сильно изношены. Замены, как правило, требуют клапаны. Новые клапаны должны быть притерты к седлам.
12. Притирка клапанов производится следующим образом. Нанести на седло клапана немного грубой карборундовой пасты и надеть на клапан инструмент для притирки. Полувращательными движениями притирать головку клапана к седлу, время от времени поднимая клапан и перераспределяя притирочную пасту. После того, как на седле и головке клапана появятся тусклые матовые полоски, стереть пасту и повторить весь процесс с мелкой карборундовой пастой. Притирка намного облегчится, если установить под головку клапана слабую пружину. После того, как на седле и головке клапана появятся гладкие матовые полоски светло-серого цвета, притирку можно считать оконченной. Тщательно стереть все следы пасты с клапанов и седел, следя за тем, чтобы она не попала в отверстия и в направляющие втулки клапанов. Протереть клапаны и седла тряпкой, смоченной в керосине, а затем чистой тряпкой и продуть клапаны, направляющие втулки и все отверстия сжатым воздухом.
13. Осмотреть пружины клапанов — поврежденные пружины должны быть заменены. Проверить свободную длину пружин (относительно новых пружин). Недостаточно длинные пружины должны быть заменены. Пружины подвержены усталостной деформации, и рекомендуется заменять их даже в том случае, если с виду они находятся в порядке.
14. Проверить головку цилиндров на деформацию, либо поставив ее на стеклянный лист, либо воспользовавшись линейкой и толщиномерами. При малейшем искривлении уплотнительной поверхности головки следует отдать ее специалисту на обработку.
15. На двигателях 1.6 и 1.8 при каждой переборке головки следует заменять уплотнительное кольцо между нею и корпусом термостата. Замена уплотнительного кольца крайне усложняется, если головка стоит на своем месте на двигателе (см. главу 2).
16. Если требуется заменить клапан регулирования давления, стоящий в головке цилиндров, то доступ к нему осуществляется через кольцевую пробку, прикрывающую конец клапана. Старый клапан следует сломать, вытащить его остатки и нарезать резьбу (М10) в седле клапана для того, чтобы его можно было извлечь с помощью подходящего болта. После этого можно загнать на место новый клапан вместе с пробкой. Учитывая определенную сложность этой операции, рекомендуется доверить ее специалисту.