Проверка и замена свечей зажигания
1. Правильное функционирование свечей зажигания является жизненно необходимым для реализации характеристик двигателя. Установленные свечи должны соответствовать типу двигателя (см. Технические данные).
2. Тип свечей, рекомендуемых для использования в двигателе Вашего автомобиля приведены в Руководстве по эксплуатации, прилагаемой к Вашему автомобилю при его покупке.
3. При использовании свечей соответствующего типа и хорошем состоянии двигателя обслуживание свечей в промежутке между их заменами, предусмотренными графиком, не понадобится. Очистка свечей редко является необходимой. Ее следует проводить с помощью специального инструмента, чтобы не повредить концы электродов.
4. Для снятия и установки свечей зажигания требуются специальный торцовый ключ с удлинителем. Этот ключ имеет внутри резиновую втулку, которая отделяет фарфоровый изолятор свечи от внутренней поверхности ключа и защищает свечу от повреждений, а также удерживает свечу от выпадания при ее установке и извлечении. Для проверки и регулировки зазоров в свечах Вам потребуется также набор щупов, а также (в идеале] динамометрический ключ для затяжки свечи требуемым моментом.
5. Откройте капот. Доступ к свечам сверху не представляет труда. Обратите внимание на укладку высоковольтных проводов свечей и их фиксацию зажимами вдоль желоба, расположенного в крышке головки блока. Чтобы не перепутать провода, работайте со свечами поочередно.
6. Если на высоковольтных проводах свечей нет маркировки, замаркируйте их цифрами от 1 до 4 в соответствии с номером цилиндра (нумерация цилиндров начинается от ремня привода распределительного вала). Стяните провода со свечей за резиновые колпачки, уплотняющий отверстия в головке блока [см. рис. 29.6) Тяните за резиновый колпачок. а не за провод, чтобы не оторвать его от свечи.
7. Перед извлечением свечей рекомендуется удалить воду и грязь из их гнезд с помощью тряпки, чистой щетки, сжатого воздуха или пылесоса.
Внимание! При работе со сжатым воздухом надевайте защитные очки!
8. Выверните свечи специальным ключом (см. рис. 29.8. а,б). Держите головку соосно со свечой - при перекосе возможно повреждение фарфорового изолятора. Извлеките свечу из гнезда.
9. Если свеча отворачивается с трудом, осмотрите резьбу головки блока и коническую уплотнительную поверхность на наличие износа, коррозии и повреждений. При обнаружении таких признаков посоветуйтесь с дилерами о способе ремонта.
10. После извлечения свечей проконтролируйте их в соответствии с рекомендациями, представленными ниже. Осмотр свечей зажигания дает информацию о состоянии двигателя.
- а) Если носок изолятора свечи чистый, белого цвета, это свидетельствует о работе двигателя на обедненной смеси.
- б) Если наконечник электрода и носок изолятора покрывает напет черного цвета, это свидетельствует о чрезмерно обогащенной смеси.
- в) Черная и маслянистая свеча свидетельствует о работе на слишком богатой смеси либо о чрезмерном износе двигателя.
- г) Если носок изолятора покрывает напет желтовато-коричневого или серовато-коричневого цвета, это свидетельствует о нормальной смеси и, скорее всего, о хорошем состоянии двигателя.
11. Перед установкой новых свечей надо осмотреть их на наличие трещин изоляторов и повреждения резьб. При плановой замене свечей всегда проверяйте их высоковольтные провода [см. ниже).
12. Размер искрового промежутка имеет большое значение. При его отклонении от номинала эффективность искры снижается. Регулировку необходимо проводить в соответствии с "Техническими данными'. Имейте в виду, что новые свечи не обязательно имеют правильный зазор, поэтому их тоже надо проверять.
13. Специальное приспособления для регулировки искрового промежутка можно приобрести в магазинах автотоваров (см. рис. 29.13).
14. Для регулировки размера искрового промежутка измерьте его щупом, а затем подогните наружный электрод до достижения регламентируемого значения. Внутренний электрод подгибать нельзя ввиду возможного повреждения изолятора и выхода свечи из строя. Искровой промежуток в норме, когда в него плотно входит щуп регламентируемого размера. Если наружный электрод смещен от оси внутреннего электрода, то его нужно осторожно подогнуть до совмещения с этой осью (см. рис. 29.14).
15. Перед установкой свечей проконтролируйте чистоту их наружных и резьбовых поверхностей, а также затяжку резьбовых наконечников на наружном конце каждой свечи. Коричневые пятна на изоляторе сразу над металлическим корпусом свечи вполне допустимы. Они не является свидетельством утечки между корпусом и изолятором.
16. Перед установкой свечи убедитесь в том, что резьба и уплотнительная поверхность в головке блока идеально чистые. Обернув кисточку чистой тряпкой, протрите уплотнительную поверхность. Нанесите на резьбу каждой свечи смазку на медной основе или состав против заедания. Вверните свечи от руки, если это возможно. Вворачивайте свечи без перекоса, чтобы не повредить резьбу в головке блока - помните, что головка блока изготовлена из алюминиевого сплава и повредить в ней резьбу очень просто.
17. Затяните свечи требуемым моментом . Если у вас нет динамометрического ключа, затяните свечи на 1/16 оборота, но не более. Не затягивайте свечи чрезмерным усилием, иначе при отворачивании возможны повреждения свечей или головки блока.
18. Присоедините высоковольтные провода на свои места, покачивая уплотнительные колпачки, так чтобы они сели на концы свечей и вошли в головку блока.
Проверка высоковольтных проводов свечей зажигания
19. При замене свечей нужно всегда проверять высоковольтные провода. Сначала осмотрите провода, когда двигатель работает. В темном помещении (но обязательно с хорошей вентиляцией) наблюдайте за проводами. Не касайтесь движущихся частей. В случае неисправности провода на нем будет заметно искрение.
20. Провода проверяйте по одному, чтобы не нарушить порядок вспышек в цилиндрах. Фирменные провода имеют маркировку в соответствии с номерами цилиндров. Если такой маркировки нет или она затерта и плохо видна, нанесите ее на провода сами. Для этого возьмите кусочек лейкопластыря, напишите на нем номер и оберните им провод. Номера на проводах должны соответствовать номерам цилиндров (нумерация цилиндров начинается от ремня привода распределительного вала). Стяните провода со свечей.
21. Осмотрите внутренность резинового чехла и наконечника провода на наличие коррозии, которая обычно имеет вид белого рыхлого напета. Если есть коррозия, очистите ее щеткой. Если коррозию удалить не удается или если наконечник имеет плохой контакт со свечой, замените провод вместе с наконечником. Затем насадите наконечник на свечу и проверьте надежность их контакта. При неплотном контакте снова снимите наконечник и аккуратно подогните металлические лепестки внутри чехла пока контакт не станет плотным.
22. Оботрите весь провод чистой тряпкой для удаления с него смазки и грязи. Пока провод чистый, осмотрите его на наличие прижогов, трещин и других повреждений. Нельзя чрезмерно изгибать или вытягивать провод - это может привести к обрыву внутреннего проводника.
23. Отсоедините провод от катушки зажигания, для чего сожмите фиксаторы его наконечника и стяните с клеммы катушки. Проверьте соединение на отсутствие коррозии и на наличие плотного контакта так же, как для наконечника свечи.
24 Если у Вас есть омметр, измерьте сопротивление провода, подключая прибор к его концам (см. рис. 29.24). Если сопротивление какого-либо провода превышает 30000 Ом на метр длины, замените весь комплект проводов.
25. Подключите провод к катушке зажигания в соответствии с номером, которым замаркирована клемма.
26. Проверьте таким же образом остальные высоковольтные провода. По окончании проверки подсоедините провод к катушке и к свече, особенно внимательно следя за надежностью соединений. При обнаружении значительной коррозии контактов, прижогов, трещин и иных дефектов хотя бы одного провода замените весь жгут высоковольтных проводов вместе с наконечниками и чехлами. При замене жгута проводов отключайте старые провода и подключайте новые по одному.