Электродвигатель стартера проверяют в режиме холостого хода и полного торможения. Параметры режима холостого хода (частота вращения и потребляемый ток) позволяют судить о качестве сборки и механических неисправностях Наличие дефектов (тугое вращение вала в подшипниках и др.) вызывает увеличение потребляемой мощности при холостом ходе, вследствие чего ток холостого хода увеличивается, а частота вращения якоря упадет ниже нормы. В режиме холостого хода проявляются также и электрические неисправности. Так, увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря может быть следствием межвиткового замыкания обмотки якоря, а межвитковое замыкание обмотки возбуждения приводит к повышению частоты вращения якоря. Выявляются электрические неисправности в режиме полного торможения. Параметры режима полного торможения (крутящий момент, потребляемый ток) позволяют определить состояние электрической части стартера. При плохом контакте между щетками и коллектором потребляемый ток и крутящий момент уменьшаются ниже нормы. Замыкание обмоток якоря на корпус или замыкание в обмотке возбуждения приводят к снижению крутящего момента при возросшем против нормы потребляемом токе. Схема соединений при проверке соответствует схеме включения стартера на автомобиле (рис. 8-11). Включение стартера 1 осуществляется замыканием контактов выключателя 5. При этом питание подается на вывод -50» обмоток (обмотки) тягового реле и его контакты замыкаются. В результате напряжение, измеряемое вольтметром 2. через амперметр 4, вывод стартера «30» и замкнутые контакты тягового репе подается на электродвигатель стартера. Напряжение, приложенное к стартеру между выводом реле стартера и его корпусом, при проверке на холостом ходу должно быть равно напряжению, указанному в табл. 8-3. При испытании фиксируются ток стартера и частота вращения якоря. Показания приборов снимают после того, как стартер поработает в режиме холостого хода 20-30 с. Испытание считается выдержанным, если потребляемый ток не бопее, а частота вращения не менее нормируемых значений.
Рис. 8-11. Схема проверки стартера: 1 - стартер; 2 - вольтметр; 3 - источник постоянного тока; 4 - амперметр; 5 - выключатель
Испытание в режиме холостого хода целесообразно проводить при открытом щеточно-коллекторном узле, производя за ним визуальные наблюдения. При наблюдениях не должно наблюдаться заметных перемещений щеток в щеткодержателях, наличие которых свидетельствует о повышенном биении коллектора или выступании изоляции над его поверхностью.
Испытание стартера в режиме полного торможения проводится при определенном напряжении питания (табл. 8-3). Момент, развиваемый стартером, должен быть не менее определенной величины, а ток не превышать заданное значение. Схема, которая собирается при проверке стартера в режиме полного торможения, такая же, как и при проверке в режиме холостого хода. Дополнительно необходимо нагрузочное устройство, снабженное измерителем крутящего момента.
Таблица 8-3. Техническая характеристика стартеров
Характеристика | Magnetl Marelll | Bosch | |||
Е96-1/12 | E95-1,1/12 | E95R-2.2/12 | DW 12V 1,4 kW | EV(R) 12V 2,2 kW | |
Каталожный № | • | 632 215 39 | 632 220 31 | 0 001 108 025 | 0 001 218 014 |
Номинальное напряжение, В | 12 | ||||
Максимальная мощность. кВт: | 1.0 | 1,1 | 2,9 | 1.4 | 2,5 |
потребляемый ток, А | • | 270 | 650 | 360 | 650 |
частота вращения якоря, об/мин | • | 1750 | 1400 | 1800 | 1300 |
тормозной момент, Н·м | • | 6,5 | 20 | 9,8 | 19.7 |
напряжение на клеммах стартера, В | • | 9.2 | 7,5 | 8.5 | 7.7 |
Режим холостого хода: | |||||
потребляемый ток, А | 30-40 | 35-45 | 130 | 25-40 | 100-130 |
частота вращения якоря, об/мин | 8500-9500 | 8500-9500 | 4500 | 3000-4000 | 5000-6000 |
напряжение на клеммах стартера, В | 11,6 | 11.6-11.7 | 11.2 | 11,8-12,0 | 11,1-11,2 |
Режим полного торможения: | |||||
потребляемый ток, А | 440-480 | 530-570 | 1200 | 690-730 | 1080-1140 |
тормозной момент, Н·м | >14 | >16 | 45 | 21,5 | 40 |
напряжение на клеммах стартера, В | 7.3 | 6,6 | 3,9 | 4,8-5,2 | 5,5-5,9 |
Осевое перемещение якоря, мм | 0,15-0,45 | ||||
Сопротивление обмоток тягового реле, Ом: | |||||
втягивающая | 0.33-0.37 | • | 0,32-0,36 | 0,27 | |
удерживающая | 1,13-1,27 | • | 1,65-1,95 | 1,40 |