Проверка без нагрузки
После снятия стартера с двигателя автомобиля проверьте шестерню на возможность свободного вращения путем поворачивания на винтовом валу. Якорь проверяйте на свободное вращение поворачиванием шестерни отверткой.
Если якорь свободно не вращается, значит, двигатель стартера необходимо разобрать. Однако если якорь вращается свободно, то перед разборкой необходимо провести испытание двигателя стартера без нагрузки.
Рис. 6.6. Проверка без нагрузки: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – углеродный столбик; 3 – амперметр; 4 – вольтметр; 5 – выключатель; 6 – тяговое реле; 7 – клемма ВАТ; 8 – клемма S; 9 – клемма М; 10 – двигатель стартера; 11 – тахометр
Составьте электрическую цепь, как показано на рис. 6.6. Замкните выключатель и сравните показания тахометра, амперметра и вольтметра с величинами, указанными в спецификациях. Если в величину потребляемого тока, указанную в спецификациях, не входит потребление тока тяговым реле, вычтите из показаний для якоря номинальную величину потребления тока обмоткой тягового реле.
Провода отсоединяйте только при разомкнутом выключателе.
Результаты испытаний трактуются следующим образом.
1. Получение номинальных значений потребления тока и частоты вращения при испытании без нагрузки означает, что стартер находится в нормальном состоянии.
2. Получение низкого значения частоты вращения без нагрузки и большой величины потребляемого тока означает следующее:
- слишком большое трение из-за сильно затянутых, загрязненных или изношенных подшипников, изогнутого вала якоря, вызывающего его задевание;
- короткое замыкание в обмотках якоря. Наличие этого дефекта может быть проверено на приборе для обнаружения короткозамкнутых витков после разборки стартера;
- замыкание якоря или обмотки реле на «массу». Подлежит дальнейшей проверке после разборки.
3. Отсутствие вращения двигателя стартера при нулевом потреблении тока означает следующее:
- прямое замыкание на «массу» на клемме или в обмотке;
- «залипание» подшипников (этот дефект может быть обнаружен при попытке провернуть якорь вручную);
- обрыв электрической цепи реле. Этот дефект может быть обнаружен после разборки при осмотре внутренних соединений и проверки цепи с помощью контрольной лампы;
- обрыв витков обмотки двигателя. После разборки проверьте коллектор на наличие сильно подгоревших пластин;
- разрушение пружин, прижимающих щетки, износ щеток, выступание изоляции между пластинами коллектора или другие причины, препятствующие надежному контакту между щетками и коллектором.
4. Низкая частота вращения без нагрузки и малое потребление тока означают следующее:
- высокое внутреннее сопротивление из-за ненадежных контактов, дефектов проводов, загрязнения коллектора и других причин, перечисленных в п. 3.
5. Высокая частота вращения без нагрузки и большое потребление тока обычно указывают на замыкания в обмотках стартера. При подозрении на замыкания в обмотках реле замените катушку в сборе. Кроме того, проверьте якорь на наличие замыканий при помощи прибора для обнаружения короткозамкнутых витков.
Разборка стартера
1. Отсоедините соединительную перемычку от клеммы выключателя тягового реле.
2. Выверните и извлеките сквозные болты.
3. Снимите корпус тягового реле и привода.
4. Снимите корпус стартера с полюсными наконечниками.
5. Выверните два винта из корпуса со стороны коллектора.
6. Снимите шариковый подшипник со стороны коллектора.
7. Снимите щеткодержатель в сборе и якорь в сборе.
8. Извлеките вал и привод из корпуса со стороны привода.
9. Снимите упорную шайбу.
Рис. 6.7. Снятие стопора с запорного кольца: 1 – муфта глубиной 14 мм; 2 – стопор
10. Наденьте муфту глубиной 14 мм или подходящий отрезок трубы на вал и нажмите на упорную шайбу шестерни (стопор) (рис. 6.7). Используя эту муфту как съемник, постукивая, сдвиньте стопор с запорного кольца.
11. Снимите запорное кольцо с вала.
12. Снимите привод и опорную шестерню с вала.
Очистка, осмотр и проверка элементов стартера
Щеткодержатель
Рис. 6.8. Проверка щеткодержателя на надежность изоляции
Проверьте щетки на наличие износа. Если обнаружен чрезмерный износ по сравнению с новыми щетками, замените щетки. Следует убедиться в том, что щеткодержатели не загрязнены и щетки в них не застревают. Для обеспечения надежной работы двигателя щетки должны соприкасаться с коллектором всей поверхностью. Нажатием проверьте, что пружины обеспечивают прочное прилегание щеток к коллектору. Если пружины деформированы или изменили свой цвет, необходимо заменить щеткодержатель. Проверьте щеткодержатели на надежность изоляции (рис. 6.8).
Внимание! Не шлифуйте и не обтачивайте коллектор на якоре. Якорь следует проверить на наличие коротких замыканий, разрывов и контактов с «массой».
Якорь
1. Места коротких замыканий определите при поворачивании якоря в приборе для обнаружения короткозамкнутых витков с применением стальной полоски (такой, как полотно ножовки), удерживаемой на якоре. На участке короткого замыкания стальная полоска будет вибрировать.
2. Обрывы могут быть обнаружены при осмотре мест соединения проводников с коллектором. При наличии ненадежных контактов происходит искрение и подгорание коллектора. Если пластины коллектора подгорели несильно, можно вновь припаять провода к пластинам.
Рис. 6.9. Проверка якоря на замыкание на «массу»
3. Замыкание обмоток якоря с «массой» могут быть обнаружены с помощью контрольной лампы. Если лампа загорается, когда один щуп установлен на коллекторе, а другой – на сердечнике якоря или на валу, имеет место замыкание якоря на «массу» (рис. 6.9). Если коллектор изношен, загрязнен, имеет овальность или изоляция выходит за поверхность, замените якорь.
Обмотки тягового реле
Проверьте потребление тока обмотками тягового реле следующим образом.
Если обмотки тягового реле не сняты со стартера, необходимо отсоединить наконечники соединительной перемычки от клеммы обмотки перед проведением проверки. Проверку необходимо провести в кратчайшее время, чтобы не допустить перегрева обмотки.
Рис. 6.10. Цепь для проверки тягового реле стартера: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – угольный столбик; 3 – «масса»; 4 – клемма R; 5 – клемма В; 6 – вольтметр; 7 – клемма S; 8 – клемма М; 9 – выключатель; 10 – амперметр
Для проверки удерживающей обмотки соедините амперметр последовательно с аккумуляторной батареей с напряжением 12 В и клеммой S (выключатель) тягового реле (рис. 6.10). Подключите вольтметр к клемме S и к «массе». Клеммы аккумуляторной батареи замкните через угольный столбик. Установите напряжение 10 В и запишите показания амперметра. Для всех стартеров эта величина должна составлять 13–19 А.
Для проверки обеих обмоток составьте такую же цепь, как указано выше. Клемму М (двигатель) тягового реле соедините с «массой». Установите напряжение 10 В и запишите показания амперметра. Для всех стартеров эта величина должна составлять 59–79 А.
Примечание. Величина тока будет уменьшаться по мере разогрева обмоток.
Превышение величины потребления тока по сравнению с номинальным значением свидетельствует о наличии в обмотках реле короткого замыкания или контакта с «массой»; в этом случае необходимо заменить тяговое реле. Заниженные величины потребления тока по сравнению с номинальным значением указывают на наличие избыточного сопротивления. Отсутствие показаний амперметра свидетельствует о разрыве цепи. Проверьте все контакты и, при необходимости, замените реле.
Рис. 6.11. Установка стопора на запорное кольцо: 1 – стопор; 2 – вспомогательная шайба; 3 – запорное кольцо
Сборка стартера
1. Установите муфту на вал. Для того чтобы облегчить установку запорного кольца и стопора на якорь, выполните следующие операции:
- установите стопор на вал якоря так, чтобы сторона с выемкой была направлена к канавке запорного кольца;
- установите запорное кольцо на торец вала. Используя деревянную прокладку, продвиньте кольцо по валу, слегка ударяя молотком, и вставьте кольцо в канавку;
Рас. 6.13. Схема для проверки работы генератора на автомобиле: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – угольный столбик (нагрузка); 3 – амперметр; 4 – генератор; 5 – потребитель электроэнергии; 6 – блок; 7 – разъем; 8 – соединитель; 9 – цифровой универсальный измерительный прибор
- для того чтобы надвинуть стопор на запорное кольцо, установите подходящую шайбу на вал и пассатижами сожмите вместе стопор и шайбу (рис. 6.13);
- снимите шайбу;
- установите упорную шайбу на вал.
2. Дальнейшая сборка проводится в последовательности, обратной разборке.