Сначала производят осмотр щеточно-коллекторного узла. При этом измеряется высота щеток и усилие их прижатия к коллектору пружинами. Если высота щетки меньше 7 мм или обнаруживаются ее механические повреждения, щетку меняют. Щетки должны свободно, без заедания, перемещаться в щеткодержателях. Направление усилия щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Усилие пружины проверяют динамометром. Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полосу и оттягивают динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя. Показание динамометра в момент, когда полоску бумаги можно вытащить легким усилием, должно быть в пределах 1350-2550 гс. При обнаружении ослабевшей пружины ее заменяют.
Рис. 8-8. Детали стартера марки Bosch: 1 - крышка со стороны привода; 2 - шестерня привода; 3 - редуктор; 4 - якорь; 5 - статор; 6 - щеткодержатель; 7 - крышка со стороны коллектора; 8 - рычаг привода; 9 - тяговое реле
Рис. 8-9. Детали стартера марки Magneti Marelli без планетарного редуктора: 1 - крышка со стороны привода; 2 - шестерня привода; 3 - якорь; 4 - статор; 5 - щеточный узел; 6 - крышка со стороны коллектора; 7 - рычаг привода; 8 - тяговое реле
Рис. 8-10. Детали стартера марки Magneti Marelli с планетарным редуктором: 1 - крышка со стороны привода; 2 - тяговое реле; 3 - планетарный редуктор в сборе: 4 - корпус с полюсами статора; 5 - щеткодержатель; 6 - крышка со стороны коллектора; 7 - шестерня привода; 8 - выходной вал; 9 - якорь. Треугольниками обозначены детали щеткодержателя, квадратами - детали привода, кружками - детали тягового реле
Поверхность коллектора должна быть чистой, ровной и не иметь значительного подгорания. При наличии на коллекторе загрязнения и незначительного подгорания его протирают ветошью, смоченной в бензине. Сильно подгоревший коллектор зачищают шлифовальной шкуркой. Абразивные частицы после зачистки удаляют, продувая коллектор воздухом. Если подгорание таким способом не устраняется или имеет место сильный износ коллектора, его протачивают на токарном станке. Тяговое реле проверяют на напряжение срабатывания 7,8 В.
Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной. При затрудненном перемещении привода вал якоря очищают от грязи и смазывают маслом, применяемым для двигателя.
Осевой люфт вала якоря должен быть в пределах 0,3±0,15 мм. Поперечный люфт вала в подшипниках должен быть почти незаметен. При значительном поперечном люфте вала производится замена изношенных втулок в крышках стартера. Новые втулки перед установкой пропитывают в моторном масле (SAE 30/40).
Подвергаются осмотру якорь и статор на предмет обрывов и следов подгорания.
Таблица 8-4. Каталожные номера поставляемых в запчасти узлов стартеров дизельных автомобилей
Наименование | Magneti Marelll E95R-2.2/12 | Bosch EV(R) 12V 2,2 kW |
Якорь | 747 942 21 | 1 004 012 450 |
Полюс статора | 748 941 21 | 1 004 112 907 |
Тяговое репе | 855 405 81 | 0 331 303 067 |
Привод с обгонной муфтой | - | 9 003 336 283 |
Комплект щеток | - | 1 007 014 143 |
Втулка крышки со стороны привода | - | 9 001 140 384 |
Втулка крышки со стороны коллектора | - | 9 001 140 347 |
Редуктор в сборе | 748 944 91 | 9 001 140 362 |
Щеткодержатель в сборе | 855 403 41 | - |