Подбор вкладышей новых коренных подшипников
1. Для обеспечения требуемого рабочего зазора коренного подшипника вкладыши подшипников имеют две различные толщины. Вкладыши номинального размера используются для установки на оригинальном коленчатом валу, а вкладыши увеличенного размера используются для установки на перешлифованном коленчатом валу.
2. Заказать вкладыши коренных подшипников можно после измерения диаметра коренной шейки коленчатого вала, при этом выяснится, что необходимо заказать вкладыши номинального или увеличенного размера.
3. При отсутствии измерительных инструментов размер вкладышей можно определить по идентификационной маркировке, расположенной на задней части каждого вкладыша. Расшифровка маркировки имеется у дилера Citroen.
4. Перед установкой вкладышей проверьте рабочий зазор коренных подшипников следующим образом
Проверка рабочего зазора коренного подшипника
5. Проверка рабочего зазора может быть выполнена с использованием первоначальных вкладышей. Однако, предпочтительно использовать новый набор, так как полученные результаты будут более точными.
6. Очистите наружную поверхность новых вкладышей коренных подшипников, поверхности расточек под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников.
7. Надавив на вкладыши, уложите их на свои места. Убедитесь, что выступ на вкладыше подшипника зашел в паз в блоке цилиндров или в крышки подшипников (рис. 2F.52, 2F.53). Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами. Обратите внимание, что верхние вкладыши подшипника имеют рабочую поверхность с канавкой, а нижний вкладыш имеет сплошную рабочую поверхность.
Рис. 2F.52. Установка вкладыша коренного подшипника в блок цилиндров | Рис. 2F.53. Установка вкладыша коренного подшипника в крышку подшипника |
8. Зазор можно проверить двумя способами.
9. Один из методов (который предполагает наличие микрометра для измерения диаметра отверстий) состоит в том, чтобы установить крышки коренных подшипников вместе с вкладышами на блок цилиндров и привинтить их требуемым моментом. Измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей подшипников. Измерьте диаметр каждой коренной шейки коленчатого вала. Зазор в коренных подшипниках определяется как разность внутреннего диаметра собранных коренных подшипников и измеренного диаметра коренных шеек коленчатого вала.
10. Второй (и более точный метод) состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigauge. Это круглый пластмассовый стержень, который сжимается между вкладышем и шейкой коленчатого вала. После снятия крышки коренного подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigauge Процедура для использования Plastigauge следующая.
11. На установленные в блок цилиндров двигателя вкладыши установите без смазки коленчатый вал. Шейки коленчатого вала и вкладыши должны быть совершенно чистыми и сухими.
12. Отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigauge (они должны быть слегка короче, чем ширина коренных подшипников) и установите их на каждую шейку коленчатого вала (рис. 2F.54).
Рис. 2F.54. Стержень Plastigauge для измерения зазора в подшипниках, расположенный на шейке коленчатого вала
13. Установите опору подшипников с нижними вкладышами и затяните болты крепления требуемым моментом. В процессе измерения зазора методом Plastigauge не вращайте коленчатый вал.
14. Снимите крышки подшипников с нижними вкладышами.
15. К деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора (рис. 2F.55).
Рис. 2F.55. Измерение ширины деформированного стержня Plastigauge с использованием масштабной линейки
16. Если зазор отличается от рекомендуемого, то причиной может быть неправильный подбор вкладышей (или их повышенный износ, если проверялись вкладыши, бывшие в эксплуатации). Перед тем, как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей, убедитесь в том, что между крышками или блоком цилиндров и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина деформированного стержня Plastigauge с одного края больше, то это указывает на конусность шейки.
17. Имейте в виду, что Citroen не предписывает рабочий зазор для этих двигателей. Значение, приведенное в технических данных, является типичным для этого типа двигателя, поэтому необходимо проконсультироваться у дилера Citroen.
18. При необходимости приобретите новый комплект вкладышей коренных подшипников и повторно измерьте рабочий зазор коренных подшипников.
19. В завершение ногтем или деревянным или пластмассовым скребком тщательно очистите остатки материала Plastigauge с вкладышей и коленчатого вала.
Окончательная установка коленчатого вала
20. Осторожно извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
21. Используя моторное масло, установите верхние упорные полукольца с каждой стороны коренного подшипника №2, причем смазочные канавки должны быть направлены к коленчатому валу (рис. 2F.56).
Рис. 2F.56. Установка упорных полуколец на блок цилиндров
22. Установите вкладыши подшипников на свои места. Смажьте рабочую поверхность каждого вкладыша чистым моторным маслом.
23. Установите коленчатый вал в блок цилиндров таким образом, чтобы коренные шейки 2-о и З-о цилиндров находились в ВМТ (рис. 2F.57). Проверьте осевой люфт коленчатого вала, как описано в главе 15.
Рис. 2F.57. Установка коленчатого вала в блок цилиндров
24. Смажьте свежим моторным маслом поверхности нижних вкладышей. Для правильной установки нижнего вкладыша совместите выступ на вкладыше с пазом на крышке.
25. Установите крышки коренных подшипников со 2-й по 5-ю и привинтите их, не затягивая окончательно.
26. Нанесите тонкий слой герметика на привалочную поверхность блока цилиндров с крышкой первого подшипника (рис. 2F.58).
Рис. 2F.58. Применение герметика при установке крышки коренного подшипника №1
27. Установите уплотнение с двух сторон в паз крышки коренного подшипника №1. При установке крышки для защиты уплотнения от смещения необходимо использовать две металлические полоски толщиной 0,25 мм (рис. 2F.59).
Рис. 2F.59. Установка уплотнения в крышку коренного подшипника №1
28. Смажьте обе стороны металлических полосок моторным маслом и закрепите их на уплотнении. Установите крышку коренного подшипника №1, вставьте в нее болты и завинтите их рукой, после чего плоскогубцами вытащите металлические полоски (рис. 2F.60).
Рис. 2F.60. Использование металлических пластинок при установке крышки коренного подшипника №1
29. Постепенно и последовательно затяните болты крепления крышек подшипников требуемым моментом. Острым ножом обрежьте концы уплотнения так, чтобы они выступали над поверхностью блока цилиндров примерно на 1 мм (рис. 2F.61, 2F.62).
Рис. 2F.61. Затягивание болтов крепления крышек коренных подшипников - двигатель 2,0 л | Рис. 2F.62. Срезание уплотнения крышки подшипника коренного подшипника №1 - двигатель 2,0 л |
30. Установите новый левый сальник коленчатого вала, как описано в разделе 2С или 2D.
31. Установите поршни и шатуны, как описано в главе 20.
32. Установите сегментную шпонку, затем надвиньте на коленчатый вал ведущую звездочку масляного насоса и наденьте на звездочку цепь.
33. Убедитесь, что привалочные поверхности крышки правого сальника и блока цилиндров чистые и сухие. Отметьте глубину установки сальника и большой отверткой как рычагом достаньте сальник из крышки.
34. Нанесите на привалочную поверхность крышки сальника тонкий слой герметика и убедитесь, что направляющие штифты находятся на месте. Перемещая крышку по коленчатому валу, установите ее на блок цилиндров и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
35. Установите новый правый сальник коленчатого вала, как описано в разделе 2С или 2D.
36. Убедитесь что цепь привода масляного насоса правильно расположена на звездочке и установите масляный насос и масляный поддон.
37. Если снималась, установите головку цилиндров, как описано в разделах 2С или 2D или главе 6 этого раздела.