2. Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под кольцо, равномерно по окружности, два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня (рис. 2F.42). Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их раз жать очень сильно. Рабочие кромки колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнем для повторной установки их на свои места.
Рис. 2F.42. Снятие поршневого кольца при помощи лезвия щупа
3. Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
4. Используя старое поршневое кольцо удалите нагар из канавок под поршневых кольца в поршне. Снимайте только нагар, удалять металл нельзя. При очистке не поцарапайте стенки канавок.
5. После удаления налета очистите поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите их насухо. Убедитесь в чистоте отверстий для стока масла в канавках под поршневые кольца.
6. Если поршни и цилиндры не повреждены или изношены чрезмерно и если блок цилиндров не должен растачиваться, поршни можно использовать повторно. При сборке двигателя желательно использовать новые поршневые кольца.
7. Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец.
8. Проверьте износ на юбке поршня, в отверстии в головке поршня, а также отсутствие прожога в верхней части поршня. Если юбка выработана или истерлась, возможно, двигатель перегревался и/или имело место аномальное сгорание, которое приводило к возникновению чрезмерно высоких рабочих температур. В этом случае полностью проверьте системы охлаждения и смазки двигателя. Следы оплавления на боковой поверхности поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком раннее зажигание) или вследствие детонации. При наличии любых вышеперечисленных проблем необходимо выявить и устранить причину их появления, так как, в противном случае, возможно повторное возникновение повреждении.
9. Точечная коррозия поршня показывает, что охлаждающая жидкость попадала в камеру сгорания или картер двигателя. В этом случае также необходимо выявить и устранить причину ее появления, так как в противном случае, возможно повторное возникновение повреждений в восстановленном двигателе.
10. Тщательно проверьте наличие таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых пальцев и в местах установки вкладышей шатунных подшипников. Проверьте, имеется ли деформация шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить только у дилера Citroen, где имеется необходимое оборудование.
11. Рекомендуется при каждой разборке проводить замену шпилек и гаек крепления нижней головки шатуна. Это необходимо сделать после проверки рабочего зазора шатунного подшипника.
12. На всех дизельных двигателях поршневые пальцы установлены по скользящей посадке и зафиксированы в поршне двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим образом.
13. На двигателях 2,0 л перед разделением поршня и шатуна проверьте положение выемок для клапанов на днище поршня относительно подшипника нижней головки шатуна и отметьте их ориентацию.
14. Лезвием тонкой отвертки снимите с поршня стопорное кольцо и рукой выдавите поршневой палец (рис. 2F.43,2F.44). При повторной установке поршневого пальца используйте только новые стопорные кольца.
Рис. 2F.43. Снятие стопорного кольца поршневого пальца | Рис. 2F.44. Снятие поршневого пальца |
15. Проверьте поршневой палец и подшипник верхней головки шатуна на наличие износа или повреждений.
16. Шатуны обычно не требуют замены, если перед этим не произошло заклинивание двигателя.
17. Проверьте все элементы и приобретите новые части у дилера Citroen. Если приобретены новые поршни, они снабжаются поршневыми пальцами и стопорными кольцами. Стопорные кольца могут быть также приобретены индивидуально.
18. На двигателях 1,9 л расположите поршень так, чтобы выемка на днище поршня располагалась относительно нижней головки шатуна так, как показано на рисунке 2F.45. На двигателях 2,0 л расположите поршень относительно шатуна так, как он располагался перед снятием.
Рис. 2F.45. Взаимное положение поршня и шатуна - двигатель 1,9 л
19. Смажьте поршневой палец и вставьте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы поршень легко и свободно поворачивался на поршневом пальце, после чего зафиксируйте поршневой палец новыми стопорными кольцами. Проверьте, чтобы каждое стопорное кольцо было правильно расположено в канавке поршня.