Выбор вкладыша шатунного подшипника
1. На большинстве двигателей используется два размера шатунных вкладышей: стандартный размер для использования со стандартным коленчатым валом и увеличенный размер для использования с перешлифованным один раз коленчатым валом.
2. Для получения самой последней информации по выбору вкладышей шатунных подшипников обратитесь к дилеру Citroen. При заказе вкладышей шатунных подшипников укажите диаметр шатунной шейки коленчатого вала.
3. Перед установкой крышки шатуна проверьте рабочий зазор шатунного подшипника следующим образом.
Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
4. Очистите шатунные вкладыши и их гнезда в шатуне и крышке шатуна.
5. Установите вкладыши подшипников на свои места, при этом убедитесь, что выступы на вкладышах совместились с пазами в шатунах и на крышках шатунов (рис. 2F.63, 2F.64). Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами. Смажьте рабочую поверхность каждого вкладыша чистым моторным маслом. Если устанавливаются первоначальные вкладыши, убедитесь, что они установлены на свои места. Зазор может быть проверен любым из двух способов.
Рис. 2F.63. Установка шатунного вкладыша в шатун, при этом необходимо совместить выступ на вкладыше с пазом на шатуне | Рис. 2F.64. Установка шатунного вкладыша в крышку шатуна, при этом необходимо совместить выступ на вкладыше с пазом на крышке шатуна |
6. Один из методов состоит в том, чтобы установить крышку шатуна вместе с вкладышами на шатун и привинтить ее требуемым моментом. Измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей шатунных подшипников. Измерьте диаметр каждой шатунной шейки коленчатого вала. Зазор в шатунных подшипниках определяется как разность внутреннего диаметра собранных шатунных подшипников и измеренного диаметра шатунных шеек коленчатого вала.
7. Второй (и более точный метод) состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigauge (см. главу 19).
8. Установите шатун с вкладышем на соответствующую шейку коленчатого вала. Шейки коленчатого вала и вкладыши должны быть совершенно чистыми и сухими. Отрежьте кусочек пластикового стержня Plastigauge (он должен быть слегка короче, чем ширина шатунных подшипников) и установите его на измеряемую шейку коленчатого вала.
9. Установите шатунные крышки с нижними вкладышами, при этом метки на шатуне и на крышке шатуна должны находиться с одной стороны.
10. Затяните гайки крепления крышек шатунов требуемым моментом. В процессе измерения зазора методом Plastigauge не вращайте коленчатый вал.
11. Отвинтите шатунную крышку крепления вкладыша, снимите ее и к деформированному пластиковому стержню Plastigauge приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора.
12. Если зазор значительно отличается от требуемого, возможно, установлены вкладыши несоответствующего размера (или чрезмерно изношены, если используются первоначальные вкладыши). Перед тем, как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей, убедитесь в том, что между крышкой или шатуном и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина деформированного стержня Plastigauge с одного края больше, то это указывает на конусность шейки коленчатого вала.
13. Имейте в виду, что Citroen не предписывает рабочий зазор для этих двигателей. Значение, приведенное в технических данных, является типичным для этого типа двигателя, поэтому необходимо проконсультироваться у дилера Citroen.
14. В завершение ногтем или пластмассовым скребком тщательно очистите остатки материала Plastigauge с вкладышей и коленчатого вала.
15. Установите крышки шатунов и закрепите их новыми болтами.
Окончательная установка поршней и шатунов
16. Проверьте, что шатунные вкладыши правильно установлены. Если устанавливаются новые вкладыши, проверьте, что все следы защитной смазки удалены соответствующим растворителем. Вытрите вкладыши и шатуны чистой безворсовой тканью.
17. Смажьте цилиндры, поршни и кольца, затем выложите поршни в сборе с шатунами в той последовательности, в которой эти детали будут устанавливаться на двигатель.
18. Установку поршней необходимо начинать с первого цилиндра Проверьте правильность расположения поршневых колец на поршне, затем сожмите их специальной оправкой.
19. Вставьте поршень с оправкой, сжимающей кольца, в верхнюю часть первого цилиндра, при этом убедитесь, что выемки на днище поршня направлены к передней части двигателя (к масляному фильтру), а на двигателях 2,0 л стрелка на днище поршня направлена к зубчатому ремню. Слегка постучите по поршню рукояткой молотка или деревянным бруском, чтобы поршень вошел в цилиндр и днище поршня сравнялось с привалочной плоскостью блока цилиндров (рис. 2F.65-2F.67).
Рис. 2F.65. Установка поршня в сборе с шатуном в верхнюю часть цилиндра | Рис. 2F.66. Расположение выемок и стрелки на днище поршня |
Рис. 2F.67. Установка поршня в сборе с шатуном в цилиндр
20. Убедитесь в том, что шатунные вкладыши установлены правильно, и обильно смажьте вкладыши и шатунную шейку коленчатого вала. Осторожно, чтобы не повредить поверхность цилиндра, притяните шатун к шейке коленчатого вала. Оденьте крышку шатуна с вкладышем и затяните гайки от руки. Имейте в виду, что плоскости на шатуне и на крышке шатуна, на которые нанесены метки, должны совместиться (это означает, что установочные выступы шатунных подшипников расположены напротив друг друга).
21. Постепенно и последовательно затяните гайки крепления крышек шатунов требуемыми моментами, соответствующими стадии 1.
22. После затягивания гаек крепления крышек шатунов требуемыми моментами доверните их на требуемый угол, соответствующий стадии 2.
23. После затягивания гаек крышек подшипников проверните коленчатый вал Коленчатый вал должен вращаться свободно. Некоторое усилие потребуется при установке новых вкладышей, но в то же время не должно быть заеданий или проворачивания вала с приложением больших усилий.
24. Аналогичным образом установите три оставшихся поршня.
25. Установите головку блока цилиндров и масляный насос, как описано в разделах 2С или 2D или главе 6 этого раздела.