Примечание. На двигателях 2,0 л доступ между головкой цилиндров и перегородкой моторного отсека и задней стороной двигателя столь ограничен, что невозможно снять головку цилиндров с двигателя, установленного в автомобиле, если предварительно не выполнен значительный дополнительный демонтаж (например, снятие нижней рамы передней подвески и связанных элементов). Далее описывается снятие головки цилиндров с двигателя снятого с автомобиля.
Снятие
1. Снимите двигатель/коробку передач, как описано в главе 5.
2. Снимите зубчатый ремень, как описано в разделе 2D.
3. Используя информацию, приведенную в разделе 4С, выполните следующие действия:
- a) Снимите выпускной коллектор и турбокомпрессор.
- b) Снимите выпускной коллектор.
- c) Снимите общий нагнетательный топливный трубопровод.
4. Выверните три болта и снимите из опорного кронштейна правую опору двигателя. Выверните болты, крепящие опорный кронштейн двигателя к головке цилиндров, и снимите кронштейн.
5. Снимите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
6. Отсоедините электрический разъем и шланги охлаждающей жидкости от кожуха термостата, расположенного в левом торце головки цилиндров.
7. Выверните болты и снимите направляющую жгута проводов с кожуха термостата.
8. Выверните гайки и болты и снимите с левого кронштейна жгут проводов топливных форсунок.
9. Выверните болт и отделите от головки цилиндров направляющую трубу для щупа измерения уровня масла.
10. Выверните три болта и две гайки крепления кожуха термостата к головке цилиндров. Поднимите шланг и кронштейн троса, затем снимите кожух термостата. Замените прокладку кожуха термостата.
11. Снимите крышку головки цилиндров, как описано в разделе 2D.
12. В последовательности, обратной затягиванию (рис. 2F.15), ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов.
13. Снимите болты вместе с шайбами.
14. После выворачивания болтов крепления головки цилиндров необходимо нарушить соединение между головкой цилиндров прокладкой и блоком цилиндров, для чего используйте два Г-образных металлических стержня, которые вставляются в отверстия под болты крепления головки цилиндров (рис. 2F.12). Мягко раскачивайте головку цилиндров к передней части двигателя.
Рис. 2F.12. Использование двух Г-образных металлических стержней для отделения головки от блока цилиндров
15. Снимите головку цилиндров с блока цилиндров.
Подготовка к установке
16. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте специальный инструмент Citroen или твердый пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите возможность попадания продуктов очистки в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
17. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
18. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Выбор прокладки
19. Поверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни 1-о и 4-о цилиндров установились в ВМТ. Установите индикатор часового типа на кронштейне на блок цилиндров и установите шкалу индикатора на ноль. Установите измерительный наконечник на поршень первого цилиндра и незначительно проверните коленчатый вал в обе стороны от ВМТ и отметьте самое высокое значение на индикаторе. Запишите это значение.
20. Аналогично измерьте выступание поршня на цилиндре №4, затем поверните коленчатый вал на 180° и повторите измерения выступания поршней на цилиндрах 2 и 3 (рис. 2F.13).
Рис. 2F.13. Измерение выступания поршня из блока цилиндров
21. При отсутствии индикатора часового типа величину выступания поршней можно измерить штангенциркулем, однако, с меньшей точностью.
22. Используя самое большое значение выступания поршня, определите требуемую толщину прокладки головки цилиндров. Для идентификации толщины прокладки на ней имеется пять выемок (рис. 2F.14).
Выступание /поршня | Идентификация прокладки |
От 0,470 до 0,605 мм | 1 выемка |
От 0,605 до 0,655 мм | 2 выемки |
От 0,655 до 0,705 мм | 3 выемки |
От 0,705 до 0,755 мм | 4 выемки |
От 0,755 до 0,830 мм | 5 выемок |
Рис. 2F.14. Расположение выемок, показывающих толщину прокладки головки цилиндров
Проверка болтов крепления головки цилиндров
23. Тщательно проверьте болты крепления головки цилиндров на отсутствие повреждения резьбы и следов коррозии. Если болты находятся в удовлетворительном состоянии, измерьте длину болтов от основания головки до конца резьбы или направляющей части в нижней части болта. Болты могут многократно использоваться, если измеренная длина не превышает 133,3 мм. Учитывая усилия, с которыми затягиваются болты, рекомендуется заменить болты независимо от их длины.
Установка
24. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до установки всех поршней в середине хода поршня.
25. Проверьте, что направляющие втулки установлены на место. Установите прокладку требуемой толщины на блок цилиндров с выемками со стороны топливного насоса.
26. Установите головку на блок цилиндров.
27. Нанесите на резьбовую часть болтов 1 основания головок болтов средство Vlolykote G Rapid Plus.
28. Аккуратно вставьте (не бросайте) каждый болт и прокладку в отверстия головки цилиндров и вверните их от руки.
29. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2F.15, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 1.
Рис. 2F.15. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
30. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2F.15, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 2. Наконец, в той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 3.
31. Установите крышку головки цилиндров, как описано в разделе 2D.
32. Убедитесь, что привалочные поверхности головки цилиндров и кожуха термостата чистые и установите кожух термостата с новой прокладкой. Установите кронштейн поддержки шланга и троса, затем вверните и затяните болты и гайки крепления кожуха термостата.
33. Установите направляющую трубу щупа измерения уровня масла и закрепите ее болтом.
34. Установите направляющие кронштейны жгута проводов.
35. Подсоедините шланги охлаждающей жидкости к кожуху термостата.
36. Установите зубчатый ремень, как описано в разделе 2D.
37. Установите общий нагнетательный топливный трубопровод, впускной коллектор и выпускной коллектор и турбокомпрессор в строгом соответствии с процедурами, описанными в разделе 4С.
38. Установите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
39. Установите элементы правой опоры двигателя.
40. Установите двигатель/коробку передач, как описано в главе 5.