Примечание. Снятие и установка головки цилиндров - сложная операция, поэтому перед ее выполнением рекомендуется полностью прочитать эту главу.
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
3. Снимите впускной и выпускной коллекторы, как описано в разделе 4В.
4. Ослабьте хомут и отсоедините вакуумный шланг от вакуумного насоса тормозной системы (рис. 2С.30).
Рис. 2С.30. Снятие вакуумного шланга с вакуумного насоса тормозной системы
5. Отсоедините и снимите шланги возврата топлива с топливных форсунок (рис. 2С.31).
Рис. 2С.31. Снятие шланга возврата топлива с топливных форсунок
6. Отсоедините трубопроводы подачи топлива от топливных форсунок и топливного насоса высокого давления и снимите трубопроводы.
7. Отверните гайки и отсоедините провода питания от свечей накаливания.
8. Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от задней левой части головки цилиндров (рис. 2С.32).
Рис. 2С.32. Отсоединение шланга охлаждающей жидкости от задней левой части головки цилиндров
9. Отсоедините малый шланг охлаждающей жидкости от передней части головки цилиндров (рис. 20.33).
Рис. 2С.ЗЗ. Отсоединение малого шланга охлаждающей жидкости от передней части головки цилиндров
10. Освободите шланг возврата топлива из кронштейнов на головке цилиндров и переместите его в сторону (рис. 2С.34).
Рис. 2С.34. Освобождение шланга возврата топлива из кронштейнов на головке цилиндров
11. Отсоедините трос акселератора от топливного насоса высокого давления и переместите его в сторону от головки цилиндров.
12. Снимите кожух термостата/топливно-го фильтра, как описано в разделе 3.
13. Отверните гайку или резьбовую стойку с головки цилиндров со стороны коробки передач, крепящую кронштейн шланга охлаждающей жидкости и кронштейн для подъема двигателя.
14. Снимите шкив распределительного вала.
15. Снимите механизм натяжения зубчатого ремня и кронштейн правой опоры двигателя.
16. Снимите направляющий ролик зубчатого ремня.
17. Выверните болт крепления кронштейна передней пластины двигателя к топливному насосу высокого давления.
18. Отверните гайку и болт, крепящие переднюю пластину двигателя и кронштейн генератора к топливному насосу высокого давления, затем снимите переднюю пластину двигателя.
19. В последовательности, обратной затягиванию (рис. 2С 41), ослабьте болты крепления головки цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов.
20. Снимите болты вместе с прокладками (рис. 2С.35).
Рис. 2С.35. Снятие болта крепления головки цилиндров
21. Отделите головку от блока цилиндров и направляющих втулок. Чтобы нарушить соединение, используйте инструмент Citroen или два Г-образных металлических стержня, которые вставляются в отверстия под болты крепления головки цилиндров (рис. 2С.36). Мягко раскачивайте головку цилиндров к передней части двигателя. Не отделяйте головку от блока цилиндров, вставляя между привалочными поверхностями рычаг, т.к. это может повредить прокладку и привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Рис. 2С.36. Использование двух Г-образных металлических стержней для отделения головки от блока цилиндров
22. Снимите головку и прокладку с блока цилиндров (рис. 2С.37).
Рис. 2С.37. Снятие головки цилиндров
Подготовка к установке
23. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте специальный инструмент Citroen или твердый пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите возможность попадания продуктов очистки в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
24. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
25. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Выбор прокладки головки цилиндров
26. Проверьте, что зубчатый ремень снят со шкива топливного насоса высокого давления, затем проверните коленчатый вал до установки поршней 1 и 4-го цилиндров в ВМТ. Установите индикатор часового типа на кронштейне на блок цилиндров и установите шкалу индикатора на ноль. Установите измерительный наконечник на поршень первого цилиндра и незначительно проверните коленчатый вал в обе стороны от ВМТ и отметьте самое высокое значение на индикаторе. Запишите это значение.
27. Аналогично измерьте выступание поршня на цилиндре №4, затем поверните коленчатый вал на 180° и повторите измерения выступания поршней на цилиндрах 2 и 3 (рис. 2С.38).
Рис. 2С.38. Измерение выступания поршня из блока цилиндров
28. При отсутствии индикатора часового типа величину выступания поршней можно измерить штангенциркулем, однако, с меньшей точностью.
29. Используя самое большое значение выступания поршня, определите требуемую толщину прокладки головки цилиндров. Обратите внимание, что выемки на прокладке, расположенные ближе к центру, являются выемками идентификации и не имеют никакого значения для толщины прокладки (рис. 2С.39).
Рис. 2С.39. Выемки (А), указывающие толщину прокладки головки цилиндров, и выемки идентификации (В)
Выступание поршня | Идентификация прокладки |
От 0,56 до 0,67 мм | 1 выемка |
От 0,68 до 0,71 мм | 2 выемки |
От 0,72 до 0,75 мм | 3 выемки |
От 0,76 до 0,79 мм | 4 выемки |
От 0,80 до 0,83 мм | 5 выемок |
Проверка болтов крепления головки цилиндров
30. Для крепления головки цилиндров могут использоваться болты Тогх двух типов: один тип с направляющей частью в нижней части болта и второй тип без направляющей части в нижней части болта. Допустимо повторное использование болтов любого типа, если их длина не превышает допустимых значений. Имейте в виду, что при за-лене болтов на них необходимо установить прокладки.
31. Измерьте длину болтов от основания головки до конца резьбы или направляющей части в нижней части болта (рис. 2С.40). Сравните результаты измерения с данными, приведенными ниже, и на основании этого определите, требуется ли замена болтов.
Рис. 2С.40. Места (X) измерения длины болтов крепления головки цилиндров: А - болты без направляющей части в нижней части болта; В - болты с направляющей частью в нижней части болта
Примечание. Учитывая усилия, с которыми затягиваются болты, рекомендуется заменить болты независимо от их длины.
Модели без наддува воздуха
Модели с наддувом воздуха
Установка
32. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до установки всех поршней в середине хода поршня.
33. Установите прокладку требуемой толщины на блок цилиндров с выемками со стороны маховика. Проверьте, что направляющие втулки установлены на место. Имейте в виду, что на двигателях с одной направляющей втулкой возможно смещение прокладки при установке головки цилиндров. В этом случае возможно повреждение прокладки поршнями и/или клапанами. Для исключения такого повреждения отрежьте головку у одного болта крепления головки цилиндров, а в торце болта прорежьте шлиц под отвертку. Заверните модифицированный болт в одно из отверстий под болт в блоке цилиндров со стороны маховика, затем установите прокладку по направляющей втулке и модифицированному болту. Это исключит смещение прокладки при установке головки цилиндров.
34. Установите головку на блок цилиндров.
35. Нанесите на резьбовую часть болтов и основания головок болтов средство Molykote G Rapid Plus.
36. Аккуратно вставьте (не бросайте) каждый болт и прокладку в отверстия головки цилиндров и вверните их от руки. После вворачивания трех или четырех болтов отверткой выверните модифицированный болт и на его место вверните нормальный болт.
37. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2С.41, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 1.
Рис. 2С.41. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
38. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2С.41, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 2. Наконец, в той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 3.
39. Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- a) Установите шкив распределительного вала, механизм натяжения зубчатого ремня, направляющий ролик и зубчатый ремень.
- b) Установите кожух термостата/ топливного фильтра.
- c) Подсоедините все отсоединенные ранее электрические разъемы.
- d) Убедитесь, что шланги для охлаждающей жидкости правильно подсоединены и надежно закреплены хомутами.
- e) Проверьте правильность соединения вакуумных и вентиляционных шлангов.
- f) Установите впускной и выпускной коллекторы
- g) Установите крышку головки цилиндров.
- h) Установите узлы топливной системы, трос акселератора корпус воздушного фильтра и воздушные патрубки.
- i) Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
- j) Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и удалите воздух из топливной системы.