Снятие
1. Снимите крышку головки цилиндров.
2. Снимите шкив распределительного вала.
3. Снимите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
4. Крышки подшипников распределительного вала пронумерованы со стороны маховика (рис. 2С.25). Если крышки не пронумерованы, промаркируйте их со стороны маховика.
Рис. 2С.25. Место (стрелка) маркировки крышки подшипника распределительного вала
5. Постепенно отверните гайки и снимите крышки подшипников распределительного вала.
6. Снимите распределительный вал с головки цилиндров. Снимите сальник с распределительного вала со стороны зубчатого ремня. При установке используйте новый сальник.
7. Используя резиновую присоску, извлеките толкатели и разместите их в 8 соответствующих контейнерах таким образом, чтобы при установке они стали каждый на свое место Если необходимо, снимите регулировочную прокладку с верхней части стержня клапана и храните ее с соответствующим толкателем.
Проверка
8. Исследуйте рабочие поверхности шеек подшипников распределительного вала и контуры кулачков на наличие износа и задиров. При наличии любых повреждений замените распределительный вал. Проверьте состояние рабочих поверхностей подшипников распределительного вала в головке цилиндров. Если поверхности верхнего подшипника чрезмерно изношены, необходимо заменить головку цилиндров. При наличии нутромера измерьте диаметры подшипников распределительного вала в головке цилиндров.
9. Исследуйте рабочие поверхности толкателя клапана, контактирующие с кулачками распределительного вала, на наличие износа и задиров. При наличии любых повреждений замените толкатель. Если рабочая поверхность толкателя сильно выработана проверьте на наличие износа соответствующий кулачок распределительного вала, так как, вероятно, оба они будут изношены.
Установка
10. Для предотвращения любой возможности контакта поршней с клапанами при установке распределительного вала снимите стержень, блокирующий маховик, и поверните коленчатый вал на 1/4 оборота в направлении, противоположном его рабочему вращению, при этом все поршни установятся в середине их хода. При проворачивании коленчатого вала снимите зубчатый ремень со шкива топливного насоса высокого давления.
11. Если снимались, установите регулировочные прокладки. Не перепутайте регулировочные прокладки, так как при этом будут нарушены клапанные зазоры.
12. Моторным маслом смажьте толкатели и их гнезда в головке цилиндров. Аккуратно установите толкатели в головку цилиндров, каждый строго на прежнее место.
13. Смажьте контуры кулачков и шейки подшипников распределительного вала чистым моторным маслом.
14. Вставьте распределительный вал в головку цилиндров, пропуская его через переднюю пластину двигателя.
15. Временно установите шкив распределительного вала и поверните его так, чтобы установочное отверстие в шкиве совместилось с отверстием в головке цилиндров, затем снимите шкив.
16. Установите крышку центрального подшипника в положении согласно ранее сделанной маркировке и привинтите гайками, завернув их на два или три оборота.
17. Нанесите герметик на привалочные поверхности крышки крайнего подшипника в местах, показанных на рисунке 2С.26. Установите крышку и закрепите гайками, завернув их на два или три оборота.
Рис. 2С.26. Места нанесения герметика на привалочные поверхности крышки крайнего подшипника распределительного вала
18. Постепенно и последовательно затяните все гайки требуемым моментом.
19. Щупом проверьте осевой люфт распределительного вала. Чтобы проверить люфт, до упора переместите распределительный вал к одному концу головки цилиндров и вставьте лезвие щупа между упорными поверхностями одного из выступов распределительного вала и крышки подшипника (рис. 2С.27).
Рис. 2С.27. Использование щупа для проверки осевого люфта распределительного вала
20. Если устанавливается ранее снятый распределительный вал, клапанные зазоры регулировать не требуется В противном случае, проверьте и отрегулируйте клапанные зазоры.
21. Смажьте рабочие кромки нового сальника чистым моторным маслом и установите его на распределительный вал рабочими кромками внутрь. Вдавите его в гнездо заподлицо с крышкой подшипника распределительного вала.
22. Установите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
23. Снова временно установите шкив распределительного вала и убедитесь, что установочное отверстие в шкиве совмещено с отверстием в головке цилиндров.
24. Поверните коленчатый вал на 1/4 оборота в направлении его рабочего вращения, при этом поршни первого и четвертого цилиндров установятся в ВМТ.
25. Вставьте установочный стержень для фиксации маховика.
26. Установите шкив распределительного вала.
27. Установите крышку головки цилиндров.