Примечания:
- Снятие и установка головки цилиндров - сложная операция, поэтому перед ее выполнением рекомендуется полностью прочитать эту главу. Для облегчения установки головки цилиндров отметьте расположение и прокладку всех шлангов и проводов.
- На двигателях 2,0 л доступ между головкой цилиндров и перегородкой моторного отсека и задней стороной двигателя столь ограничен, что невозможно снять головку цилиндров с двигателя, установленного в автомобиле, если предварительно не выполнен значительный дополнительный демонтаж (например, снятие нижней рамы передней подвески и связанных элементов). Снятие и установка головки цилиндров частично приведены в разделе 2F, при этом предполагается что двигатель снят с автомобиля.
Снятие
1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, как описано в разделе 1.
2. Снимите крышку головки цилиндров.
3. Снимите зубчатый ремень, как описано в главе 7.
4. Выверните два болта, крепящих трубу EGR к выпускному коллектору, и снимите трубу. На некоторых моделях может быть недостаточный зазор для полного снятия трубы. В этом случае переместите трубу в сторону от головки цилиндров.
5. Отсоедините каталитический нейтрализатор от выпускного коллектора с учетом рекомендаций, приведенных в разделе 4В.
6. Снимите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
7. Отсоедините и снимите шланги утечки топлива из топливной форсунки.
8. Отсоедините трубки от топливных форсунок и топливного насоса высокого давления и снимите их, как описало в разделе 4В.
9. Отверните гайки и отсоедините провода подачи напряжения от каждой свечи накаливания.
10. Снимите кожух термостата/топливного фильтра, как описано в разделе 3.
11. Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от задней левой стороны головки цилиндров.
12. Снимите правый кронштейн опоры двигателя с двигателя.
13. Убедитесь, что отсоединены и отведены сторону все трубы, шланги и тросы, препятствующие снятию головки цилиндров.
14. В последовательности, обратной затягиванию (рис. 2D.46), ослабьте болты крепления головки цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/151/408641.jpg)
Рис. 2D.46. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров - двигатель 1,9 л
15. Снимите болты вместе с шайбами.
16. Отделите головку от блока цилиндров и направляющих втулок. Чтобы нарушить соединение, используйте инструмент Citroen или два Г-образных металлических стержня, которые вставляются в отверстия под болты крепления головки цилиндров (рис. 2D.43). Мягко раскачивайте головку цилиндров к передней части двигателя Не отделяйте головку от блока цилиндров, вставляя между привалочными поверхностями рычаг, т.к. это может повредить прокладку и привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/151/408642.jpg)
Рис. 2D.43. Использование двух Г-образных металлических стержней для отделения головки от блока цилиндров - двигатель 1,9 л
17. Снимите головку и прокладку с блока цилиндров.
Подготовка к установке
18. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте специальный инструмент Citroen или твердый пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите возможность попадания продуктов очистки в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
19. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
20. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Выбор прокладки головки цилиндров
21. Проверьте, что зубчатый ремень снят со шкива топливного насоса высокого давления, затем проверните коленчатый вал до установки поршней 1-о и 4-го цилиндров в ВМТ. Установите индикатор часового типа на кронштейне на блок цилиндров. Установите измерительный наконечник на блок цилиндров, а шкалу индикатора - на ноль. Установите измерительный наконечник на поршень первого цилиндра и незначительно проверните коленчатый вал в обе стороны от ВМТ и отметьте самое высокое значение на индикаторе. Запишите это значение.
22. Аналогично измерьте выступание поршня на цилиндре №4, затем поверните коленчатый вал на 180° и повторите измерения выступания поршней на цилиндрах 2 и 3 (рис. 2D.44).
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/151/408643.jpg)
Рис. 2D.44. Измерение выступания поршня из блока цилиндров - двигатель 1,9 л
23. При отсутствии индикатора часового типа величину выступания поршней можно измерить штангенциркулем, однако, с меньшей точностью.
24. Используя самое большое значение выступания поршня, определите требуемую толщину прокладки головки цилиндров. Обратите внимание, что отверстия на прокладке, расположенные ближе к центру, являются отверстиями идентификации и не имеют никакого значения для толщины прокладки (рис. 2D.45).
Выступание поршня | Идентификация прокладки |
От 0,51 до 0,55 мм | 1 отверстие |
От 0,55 до 0,59 мм | 2 отверстия |
От 0,59 до 0,63 мм | 3 отверстия |
От 0,63 до 0,67 мм | 4 отверстия |
От 0,67 до 0,71 мм | 5 отверстий |
![](https://autoinstruction.ru/img/citroen/151/408644.jpg)
Рис. 2D.45. Отверстия (В), показывающие толщину прокладки головки цилиндров и отверстия идентификации (А) - двигатель 1,9 л
Проверка болтов крепления головки цилиндров
25. Тщательно исследуйте болты крепления головки цилиндров на наличие повреждений резьбы, головок болтов или любых следов коррозии. Если болты находятся в удовлетворительном состоянии, измерьте длину болтов от основания головки до конца резьбы. Допустимо повторное использование болтов, если их длина не превышает 125,5 мм. Имейте в виду, что при замене болтов на них необходимо установить прокладки. Учитывая усилия, с которыми затягиваются болты, рекомендуется заменить болты независимо от их состояния.
Установка
26. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до установки всех поршней в середине хода поршня.
27. Установите прокладку требуемой толщины на блок цилиндров с отверстиями со стороны маховика. Проверьте, что направляющие втулки установлены на место. Имейте в виду, что на двигателях с одной направляющей втулкой возможно смещение прокладки при установке головки цилиндров. В этом случае возможно повреждение прокладки поршнями и/или клапанами. Для исключения такого повреждения отрежьте головку у одного болта крепления головки цилиндров и в торце болта прорежьте шлиц под отвертку. Заверните модифицированный болт в одно из отверстий под болт в блоке цилиндров со стороны маховика, затем установите прокладку по направляющей втулке и модифицированному болту. Это исключит смещение прокладки при установке головки цилиндров.
28. Установите головку на блок цилиндров.
29. Нанесите на резьбовую часть болтов и основания головок болтов средство Molykote G Rapid Plus.
30. Аккуратно вставьте (не бросайте) каждый болт и прокладку в отверстия головки цилиндров и вверните их от руки. После вворачивания трех или четырех болтов отверткой выверните модифицированный болт и на его место вверните нормальный болт.
31. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2D.46, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 1.
32. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2D.41, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 2. Наконец, в той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 3.
33. Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- a) Установите зубчатый ремень.
- b) Установите элементы топливной системы, как описано в разделе 4В.
- c) Подсоедините каталитический нейтрализатор к выпускному коллектору, как описано в разделе 4В.
- d) Установите вакуумный насос тормозной системы, как описано в разделе 9.
- e) Установите кожух термостата/топливного фильтра, как описано в разделе 3.
- f) Установите крышку головки цилиндров
- g) Убедитесь, что вся электропроводка правильно проложена и все разъемы надежно подсоединены к соответствующим узлам.
- h) Убедитесь, что шланги для охлаждающей жидкости правильно подсоединены и надежно закреплены хомутами.
- i) Убедитесь, что правильно подсоединены все вакуумные и вентиляционные шланги.
- j) Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
- k) Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и удалите воздух из топливной системы.