Модуль управления силовым агрегатом (РСМ)
19. Основываясь на информации, которую он получает от датчиков, описанных выше, модуль РСМ управляет длительностью импульса топливных форсунок (цикловой подачей), частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, опережением зажигания, временем протекания тока через первичную обмотку катушек зажигания, продувкой адсорбера системы EVAP и многими другими функциями и параметрами. Он реализует это путем управления выходными исполнительными устройствами. Ниже дается краткое описание назначения, расположения и работы каждого из важных выходных исполнительных устройств.
Выходные исполнительные устройства
20. Масляный управляющий клапан регулируемого газораспределения — Масляный управляющий клапан регулируемого газораспределения — это элемент интеллектуальной системы регулируемого газораспределения (WT-t), которая изменяет моменты открытая или закрытая клапанов в зависимости от рабочих условий двигателя, чтобы повысить крутящий момент, уменьшить расход топливе и снизить уровень вредных выбросов. Впускные клапаны работают с опережением или запаздыванием за счет использования гидравлического устройства, известного под названием контроллер WT-i, которое установлено на конце каждого впускного распределительного вела. Масляный управляющий клапан регулируемого газораспределения содержит в себе золотниковый клапан, который управляет расходом масле, подаваемого к стороне опережения или запаздывания контроллера на каждом впускном распределительном вале. Золотниковым клапаном управляет катушка, расположенная внутри управляющего масляного клапана. На четырехцилиндровых двигателях предусмотрен один масляный управляющий клапан регулируемого газораспределения. Он расположен на правом заднем углу головки цилиндров (где расположена цепь газораспределительного механизма) рядом с контроллером WT-i, который установлен не правом конце впускного распределительного вала. На двигателях V6 установлены два масляных управляющих клапана регулируемого газораспределения, которые расположены на левом конце головок цилиндров (на стороне водителя) рядом с контроллерами WT-i, которые установлены на левых концах впускных распределительных валов. За дополнительными сведениями о системе WT-i обратитесь к главе 2А (четырехцилиндровые двигатели) или 2Б (двигатели V6).
21. Запорный клапан адсорбера — Запорный клапан адсорбера — это элемент системы улавливания паров топлива (EVAP). Этот клапан открывает и закрывает магистраль свежего воздуха системы EVAP (между корпусом воздушного фильтра и адсорбером EVAP), реагируя на сигналы, поступающие от модуля управления силовым агрегатом (РСМ). Когда РСМ дает соответствующую команду, запорный клапан адсорбера также закрывает адсорбер EVAP для контрольной проверки. Запорный клапан адсорбера расположен в моторном отделении на нижней стороне корпусе воздушного фильтра.
Примечание. На более ранних моделях Lexus и Toyota это устройство упоминается под названием клапан переключения вакуума (VSV) для запорного клапана адсорбера (CCV). Однако в этой книге он называется просто запорным клапаном адсорбера.
22. Клапан продувки адсорбера — Клапан продувки адсорбера — это элемент системы улавливания паров топлива (EVAP). Когда двигатель холодный или все еще прогревается, накопленным парам топлива не разрешается выходить из адсорбера EVAP. После прогрева двигателя РСМ активирует клапан продувки адсорбера, который регулирует расход паров на пути от адсорбера к впускному коллектору. Расход паров регулируется клапаном продувки в ответ не команды, поступающие от РСМ, который управляет продолжительностью включения клапана. На моделях с двигателем V6 клапана продувки адсорбера EVAP расположен в моторном отделении, на правом конце двигателя (где расположен ремень газораспределительного механизма). За дополнительными сведениями о системе EVAP обратитесь к параграфу 19.
Примечание. На более ранних моделях Toyota и Lexus клапан продувки упоминался под названием клапан переключения вакуума (VSV) для системы улавливания паров топлива или VSV для EVAP. Однако в этой книге он упоминается как клапан продувки адсорбера или клапан продувки.
23. Корпус электронной дроссельной заслонки — Модели 2004 г. и позднее оснащены интеллектуальной системой электронного управления акселератором (ETCS-i). На этих автомобилях нет обычного корпуса дроссельной заслонки с тросовым приводом. Вместо него используется электронная дроссельная заслонка, которая управляется модулем управления силовым агрегатом (РСМ). Дроссельная заслонка, расположенная в соответствующем корпусе, открывается и закрывается электродвигателем дроссельной заслонки, управляемым РСМ. Также отсутствуют трос круиз-контроля и воздушный клапан холостого хода (IAC). Управление круиз-контролем и частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода реализуются с помощью электронных устройств в РСМ. Корпус электронной дроссельной заслонки оснащен датчиком положения дроссельной заслонки (ТР), но этот датчик является неотъемлемой частью корпуса дроссельной заслонки и не может быть заменен отдельно от него. РСМ определяет правильный угол наклоне дроссельной заслонки, обрабатывая входной сигнал от датчика положения педали акселератора (АРР), который расположен на верхнем краю педали акселератора (см. «Датчик положения педали акселератора» в п.6).
24. Топливные форсунки — РСМ открывает топливные форсунки последовательно (в порядке работы цилиндров). Кроме того, РСМ управляет длительностью импульса форсунок, то есть интервалом времени, в течение которого каждая форсунка остается открытой. Длительность импульса форсунок (измеренная в миллисекундах) определяет, какое количество топлива подается в цилиндры (то есть цикловую подачу топлива). За дополнительными сведениями по топливной системе и топливным форсункам (включая замену форсунок) обратитесь к главе 4.
25. Реле топливного насоса — На моделях Lexus и Toyota реле топливного насоса также упоминается под названием размыкающее реле, потому что оно управляет электрическими цепями не только топливного насоса, но и других элементов топливной системы. После заземления по сигналу от РСМ реле топливного насоса подает напряжение аккумулятора к топливному насосу (и к другим элементам топливной системы). На моделях Lexus реле топливного насоса обычно расположено в коробке плавких предохранителей и реле в моторном отделении. На моделях Toyota оно обычно расположено в коробке реле № 1, которая расположена в лицевой панели за нижней секцией панели отделки. Расположение реле может варьироваться в зависимости от модели и года выпуска автомобиля. Поэтому, если вы не можете найти его, обратитесь к таблице плавких предохранителей и реле, данной в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к вашему автомобилю.
26. Воздушный клапан холостого хода (IAC) — Клапан IAC, управляемый РСМ, на всех моделях 1999 -2003 гг. расположенный на корпусе дроссельной заслонки, регулирует расход воздуха, который обходит дроссельную заслонку, когда двигатель работаете режиме холостого хода. РСМ открывает и закрывает клапан IAC, реагируя на нагрузку, например от кондиционера и усилителя рулевого управления, чтобы поддерживать частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода на заданном уровне. Клапан IАС также увеличивает частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода на ранних стадиях прогрева и работает в качестве демпфера, когда дроссельная заслонка резко закрывается при внезапном замедлении. На автомобилях 2004 г. и позднее клапан IAC отсутствует. Эти модели оснащены электронной дроссельной заслонкой, которая не требует клапана IAC для управления частотой вращения коленчатого вала е режиме холостого хода.
27. Катушка(и) зажигания — Все катушки зажигания, используемые на автомобилях, рассматриваемых а этом Руководства, это катушки прямого зажигания. Каждая свеча зажигания имеет собственную катушку, установленную прямо на свечу. Провода свечей зажигания отсутствуют, отдельный модуль управления зажиганием также не предусмотрен. Эту функцию реализует модуль управления силовым агрегатом (РСМ). За дополнительными сведениями о катушках зажигания обратитесь к главе 5.
28. Клапан(ы) управления воздухозабором — Клапаны управления воздухозабором — это элементы системы впуска с изменяемой геометрией (ACIS). На двигателях V6 система ACIS путем изменения эффективной длины каналов впускного коллектора улучшает крутящий момент во всем рабочем диапазоне, особенно в диапазоне низких скоростей (За дополнительными сведениями о системе ACIS обратитесь к параграфу 15).
На моделях 1999-2003 гг. с двигателем V6 система ACIS использует два клапана управления воздухозабором: один установлен внутри корпуса дроссельной заслонки, а другой установлен внутри накопительной камеры воздухозабора. Исполнительное устройство с вакуумным приводом активирует каждый клапан управления воздухозабором и управляемый РСМ клапан переключения вакуума (VSV) приводит в действие каждое исполнительное устройство.
На моделях 2004 г. и позднее с двигателем V6 система ACIS упрощена: имеется только один клапан управления воздухозабором, который расположен на накопительной камере воздухозабора. Подобно более ранним блокам он активируется исполнительным устройством с вакуумным приводом, которое, в свою очередь, приводится в действие управляемым РСМ клапаном переключения вакуума (VSV).
29. Клапан переключения вакуума (VSV) для клапана переключения давления — Клапан VSV для клапана переключения давления — это элемент системы улавливания паров топлива (EVAP) на моделях 1999-2003 гг. Он расположен под автомобилем, в адсорбере EVAP, который расположен за поперечиной задней подвески. В теплый день бензин, находящийся в топливном баке, постоянно испаряется с выделением в атмосферу паров углеводородов. Когда эти пары накапливаются внутри бака, давление растет. Когда давление внутри бака начинает превышать атмосферное давление, управляемый РСМ клапан переключения вакуума открывается, позволяя парам топлива идти к адсорберу EVAP, в котором они хранятся до продувки
30. Датчик давления паров — Датчик давления паров, который является элементом системы улавливания паров топлива (EVAP), контролирует давление внутри топливного бака и посылает сигнал к модулю управления силовым агрегатом (РСМ). Когда давление начинает превышать верхнее пороговое значение, РСМ дает команду запорному клапану адсорбера на передачу излишка пара в адсорбер EVAP. Датчик давления паров расположен сверху на топливном баке.