2. Современные системы EVAP достаточно сложны по конструкции. Принцип их работы заключается в следующем. Когда бензин, содержащийся в топливном баке, нагревается в жаркий день, он испаряется, и образуются пары топливе. Эти пары, которые представляют собой сырые несгоревшие углеводороды, повышают давление внутри герметичного топливного бака. Если бы не была предусмотрена возможность их отвода из топливного беке, в конечном счете в баке где-нибудь возникла бы утечка. Давление внутри бека контролируется датчиком давления паров, который информирует об уровне давления модуль управления силовым агрегатом (РСМ). Когда РСМ регистрирует, что давление превышает предписанное пороговое значение, он активирует клапан переключения давления, который открывается, позволяя паром проходить в адсорбер EVAP. Адсорбер сохраняет эти пары до тех пор, пока РСМ не активирует клапан продувки, который открывается и продувает систему EVAP, то есть позволяет разрежению, присутствующему во впускном коллекторе, вытягивать пары из адсорбера во впускной коллектор.
3. Датчик давления паров расположен сверху на топливном баке. Этот датчик контролирует давление паров топлива внутри бака. Когда давление пара превышает верхнее пороговое значение, датчик давления паров подает сигнал к РСМ, который открывает клапан переключения вакуума (VSV) для клапана переключения давления, позволяя парам топлива проходить к адсорберу EVAP, в котором они хранятся до выполнения продувки.
4. Когда двигатель холодный или все еще прогревается, накопленным парам топлива не разрешается выходить из адсорбера EVAP. После прогрева двигателя (до 75°C) РСМ вводит систему в режим работы с замкнутым контуром. Он активирует клапан продувки адсорбера, который регулирует расход паров на пути от адсорбера к впускному коллектору. Расход паров регулируется клапаном продувки в ответ на команды, поступающие от РСМ. Модуль РСМ управляет продолжительностью включения клапана, и это означает, что открытием клапана можно управлять более точно (т.е. присутствует не только полностью открытое или полностью закрытое состояние), что позволяет соответствующим обрезом регулировать объем выдуваемых паров, чтобы воздушно-топливная смесь не стала слишком обогащенной. На моделях с четырехцилиндровым двигателем клапан продувки адсорбере EVAP расположен на перегородке за корпусом дроссельной заслонки. На моделях с двигателем V6 клапан продувки адсорбера EVAP расположен в моторном отделении, на правом конце двигателя (где расположен ремень газораспределительного механизма).
Примечание. На более ранних моделях Toyota и Lexus клапан продувки упоминался под названием клапан переключения вакуума (VSV) для системы улавливания паров топлива или VSV для EVAP. Однако в этой книге он упоминается как клапан продувки адсорбера или просто клапан продувки.
5. Когда система EVAP продувается и накопленные пары вытягиваются из адсорбера под воздействием разрежения, присутствующего во впускном коллекторе, разрежение могло бы быстро возникнуть и внутри адсорбера, и внутри топливного баке, если бы они не были соединены с атмосферой. Поэтому в процессе продувки атмосферный воздух втягивается через корпус воздушного фильтра, магистраль свежего воздухе и затем поступает в адсорбер. Запорный клапан адсорбера открывает и закрывает магистраль свежего воздуха системы EVAP, реагируя на сигналы, поступающие от модуля управления силовым агрегатом (РСМ). Когда РСМ дает соответствующую команду, запорный клапан адсорбера также закрывает магистраль подачи свежего воздуха к адсорберу EVAP для контрольной проверки. Запорный клапан адсорбера расположен в моторном отделении, на нижней стороне корпусе воздушного фильтра.
Примечание. На более ранних моделях Lexus и Toyota это устройство упоминается под названием клапан переключения вакуума (VSV) для запорного клапана адсорбера (CCV). Однако а этой книге он называется просто запорным клапаном адсорбера.
Функция мониторинга системы EVAP
6. Функция диагностического мониторинга системы EVAP — это проверка OBD-II, которую РСМ отрабатывает для проверки системы EVAP и топливного бака на наличие утечек. Прежде чем начнет работать последовательность мониторинге, должны быть удовлетворены некоторые условия. Сначала вы должны запустить двигатель. Если двигатель холодный, температуре охлаждающей жидкости двигателя и температура воздухозабора примерно равны. РСМ тщательно отслеживает процесс прогрева. Как только кислородные датчики и каталитические нейтрализаторы разогреваются в достаточной степени, чтобы можно было ввести режим работы системы в замкнутом контуре, РСМ активирует последовательность продувки системы EVAP. Клапан продувки открывается, запорный клапан адсорбера открывается и содержимое адсорбера EVAP выдувается, то есть вводится во впускной коллектор. При прогреве на быстрых оборотах холостого хода разрежение в системе впуске высокое и «сверхобогащение» смеси, вызванное продувкой паров, наколенных в адсорбере EVAP, фактически помогает сглаживать работу двигателя в режиме холостого хода.
7. При продувке давление в системе EVAP, можно сказать, нейтрально, потому что открытый запорный клапан адсорбера позволяет входить в адсорбер атмосферному давлению, в то время как пары вытягиваются из адсорбера во впускной коллектор. В течение этого начального периода работы РСМ с помощью датчика давления паре контролирует также и давление в топливном баке. Как только процесс продувки завершается, РСМ закрывает запорный клапан адсорбера. Когда запорный клапан адсорбера закрывается первым, клапан переключения давления и клапан продувки все еще остаются открытыми, и поэтому в магистрали продувки от воздухозаборника до адсорбера и в магистрали EVAP от адсорбера до топливного бака возникает разрежение (относительное). Затем РСМ закрывает клапан продувки, чтобы создать разрежение (относительное) в магистрали между баком и клапаном продувки. Затем он контролирует все изменения давления (с помощью датчика давления паров), чтобы проверить систему EVAP на наличие утечки. Если имеется утечка, загорается контрольная лампа неисправности (MIL) или контрольная лампа Check engine (проверьте двигатель) и РСМ генерирует див гностический код неисправности (DTC), который указывает на неисправность в системе (см. параграф 2).
8. В определенный момент в последовательности мониторинге РСМ закрывает запорный клапан адсорбера и открывает клапан переключения давления, который вызывает падение давления в системе EVAP. РСМ держит клапан продувки открытым до тех пор, пока давление в системе EVAP не падает до предписанного порогового значения, при достижении которого РСМ закрывает клапан продувки. Если давление не падает или падает слишком сильно. РСМ включает контрольную лампу неисправности (MIL) или контрольную лампу Check engine и генерирует код СТС (см. параграф 2), который указывает на неправильный расход при продувке системы EVAP.
9. Затем РСМ контролирует работу запорного клапана адсорбера и функцию вентиляции системы (впуск воздуха). Когда давление пара возрастает до предписанного порогового значения, РСМ открывает запорный клапан адсорбера. Давление в системе быстро идет вверх вследствие ввода в систему воздуха. Если РСМ не обнаруживает увеличения давления или давление ниже предписанного увеличенного значения, он решает, что или запорный клапан адсорбера работает со сбоями, или имеет место ограничение подпускной способности где-нибудь в магистрали, соединяющей систему с атмосферой. В этом случае снова генерируется DTC (см. параграф 2) и включается контрольная лампа неисправности (MIL) или контрольная лампа Check engine.
10. В заключение РСМ закрывает клапан переключения давления, который предотвращает проникновение атмосферного воздуха в систему со стороны топливного бака. Когда клапан переключения давления работает правильно, он должен создавать незначительный прирост давления внутри бака (потому что топливо внутри бека все еще медленно нагревается). Но если никакого изменения давления не происходит, РСМ решает, что клапан переключения давления не закрывается и снова генерирует DTC (см. параграф 2) и включает контрольную лампу неисправности (MIL) или контрольную лампу Check engine. Последовательность мониторинга теперь завершена. РСМ немедленно повторяет всю последовательность снова, если условия позволяют, и продолжает делать это до тех пор, пока двигатель работает в режиме замкнутого контура.