Примечание. При установке следует использовать новые гайки/болты нижних головок шатунов.
1. Имейте в виду, что следующая процедура основывается на той предпосылке, что коленчатый вал и крышки коренных подшипников установлены (см. параграф 18).
2. Очистите тыльные стороны вкладышей подшипников и места для установки подшипников в шатуне и крышке подшипника. Установите вкладыши подшипников на место, проследив за тем, чтобы выступ на каждом вкладыше вошел в паз в шатуне и крышке (рис. 19.2). Не прикасайтесь к рабочей поверхности вкладышей подшипника пальцами. Если устанавливаются новые вкладыши, с помощью керосина удалите с них все следы защитной консистентной смазки. Насухо протрите вкладыши и шатуны безворсовой тканью.
Рис. 19.2. Установка вкладыша подшипника в шатун; проследите за тем, чтобы выступ (отмечен стрелкой) вошел в выемку в шатуне
3. Смажьте цилиндры, поршни и поршневые кольца, а затем вставьте каждый поршень в сборе с шатуном в соответствующий цилиндр.
4. Начните сборку с цилиндра № 1. Убедитесь в том, что замки поршневых колец все еще расположены, как описано в параграфе 17, а затем сожмите кольца с помощью приспособления для сжатия поршневых колец. Вставьте поршень в сборе с шатуном в верхнюю зону цилиндра № 1 таким образом, чтобы поршень был правильно расположен, как описано ниже:
- а) На двигателях 1.8 л и 1.9 л позаботьтесь о том, чтобы выточка, имеющая форму клеверного листа, на днище поршня была обращена к передней части блока цилиндров (в сторону масляного фильтра).
- б) На двигателях 2.0 л позаботьтесь о том, чтобы клапанная выточка на днище поршня была обращена к задней части блока цилиндров.
5. С помощью деревянного бруска или ручки молотка легонько постучите по днищу поршня и «загоните» поршень в цилиндр/ гильзу. Днище поршня должно встать вровень с верхним торцом цилиндра (рис. 19.5).
Рис. 19.5. Введение поршня в цилиндр с помощью рукоятки молотка
6. Проверьте, не сместились ли вкладыши из правильного положения. Обильно смажьте шатунную шейку и оба вкладыша. Осторожно, чтобы не испачкать зеркало цилиндра, отведите поршень в сборе с шатуном вниз до посадки на шатунную шейку. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна, наверните новые гайки и затяните их сначала только усилием руки. Имейте в виду, что поверхности с идентификационной маркировкой должны быть согласованы (это означает, что установочные выступы вкладышей подшипников должны примыкать друг к другу).
7. Равномерно и постепенно затяните гайки крепления крышек подшипников предписанным усилием согласно стадии 1. Как только гайки крепления крышек подшипников будут затянуты согласно стадии 1, а затем с помощью торцевой головки и удлинителя доверните на заданный угол согласно стадии 2. Для обеспечения точности на этой стадии затяжки рекомендуется использовать угломер.
8. После затягивания гаек крышек подшипников проверните коленчатый вал. Убедитесь в том, что он вращается свободно. В случае установки новых элементов некоторая тугоподвижность приемлема, но не должно быть никакого заедания или прихватывания.
9. Аналогично установите три других поршня в сборе с шатунами.
10. Установите головку цилиндров и масляный насос, как описано в главе 2Б или 2В или в параграфе 5 настоящей главы (смотря что применимо).