Общие сведения
1. Ремень газораспределительного механизма приводит в движение распределительный вал, топливный насос высокого давления и насос охлаждающей жидкости от зубчатого шкива на переднем конце коленчатого вала. Кроме того, ремень приводит в действие вакуумный насос тормозной системы, но не напрямую, а от распределительного вала на стороне маховика. В случае разрыва ремня или его проскальзывания в процессе работы поршни могут войти в контакт с головками клапанов, что ведет к обширному повреждению, влекущему за собой дорогостоящий ремонт.
2. Ремень газораспределительного механизма следует заменять через предписанные интервалы или раньше, если он загрязнен маслом или издает шум при работе (визг/скрип вследствие неравномерного износа).
3. В случае снятия ремня газораспределительного механизма одновременно рекомендуется проверить состояние насоса охлаждающей жидкости (проверить на наличие признаков утечки охлаждающей жидкости). Это поможет избежать необходимости снятия ремня на более поздней стадии, если выйдет из строя насос охлаждающей жидкости.
Снятие
4. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. «Отсоединение аккумулятора»).
5. Снимите шкив коленчатого вала, как описано в параграфе 5.
6. Снимите крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 8.
7. Временно установите шкив коленчатого вала для обеспечения возможности проворачивания двигателя, а затем совместите установочные отверстия для сборки двигателя/фаз газораспределения, как описано в параграфе 3, и застопорьте зубчатый шкив распределительного вала, зубчатый шкив топливного насоса высокого давления и маховик. Не пытайтесь проворачивать двигатель при вставленных стержнях.
8. Снимите кронштейн крепления правой опоры двигателя к кузову, как описано в параграфе 9.
9. Отпустите гайку крепления оси натяжителя ремня газораспределительного механизма и регулировочный болт, а затем поверните кронштейн натяжителя против часовой стрелки, чтобы снять натяжение. Снова затяните регулировочный болт, чтобы придержать натяжитель в отпущенном положении. Чтобы повернуть кронштейн натяжителя, преодолевая усилие пружины, используйте вороток с квадратной головкой на 10 мм, который следует вставить в предусмотренное отверстие (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Снятие ремня газораспределительного механизма
10. Если ремень газораспределительного механизма должен использоваться и далее, белой краской или маркером отметьте на ремне направление его вращения (если штатная маркировка не видна). Снимите ремень с зубчатых шкивов (рис. 7.10, а, б).
Рис. 7.10, а. Нанесите на ремень газораспределительного механизма стрелку, показывающую направление вращение ремня
Рис. 7.10, б. Снятие ремня газораспределительного механизма
Осмотр
11. Тщательно проверьте ремень газораспределительного механизма на наличие признаков неравномерного износа, расслоения или загрязнения маслом. Обратите особое внимание на впадины зубьев. Замените ремень, если имеются даже самые незначительные сомнения по поводу его состояния. Если на двигателе выполняется капитальный ремонт и автомобиль имеет пробег больше 60 000 км с конкретным ремнем, замените ремень в обязательном порядке, независимо от его внешнего состояния. Стоимость нового ремня несравнима со стоимостью ремонта двигателя в случае обрыва ремня. Если обнаружены признаки загрязнения маслом, найдите место утечки и устраните причину утечки. Вымойте двигатель в зоне ремня газораспределительного механизма, а также все соответствующие элементы до полного удаления следов масла. Убедитесь в том, что натяжитель и промежуточный шкив вращаются свободно, без заеданий. При необходимости замените их, как описано в параграфах 9 и 10 (смотря что применимо).
Установка и натягивание
12. Начните установку с проверки того, что болты диаметром 8 мм все еще вставлены в зубчатые шкивы распределительного вала и топливного насоса высокого давления, а стержень/сверло вставлен в установочное отверстие в маховике.
13. Наденьте ремень газораспределительного механизма на зубчатый шкив коленчатого вала, проследив за тем, чтобы стрелка на ремне (при наличии) была обращена в правильном направлении вращения ремня.
14. Введите ремень газораспределительного механизма в зацепление с зубчатым шкивом коленчатого вала, придержите его на месте, а затем наденьте ремень на остальные зубчатые шкивы в следующей последовательности:
- а) промежуточный ролик;
- б) топливный насос высокого давления;
- в) распределительный вал;
- г) ролик натяжителя;
- д) насос охлаждающей жидкости.
15. Резко не перекручивайте ремень при его установке. Для обеспечения правильного зацепления перед надеванием ремня на зубчатый шкив распределительного вала наденьте ремень на зубчатый шкив топливного насоса высокого давления только наполовину по ширине ремня, при этом удерживая ремень натянутым и полностью сцепленным с зубчатым шкивом коленчатого вала. Полностью наденьте ремень газораспределительного механизма на зубчатые шкивы (рис. 7.15).
Рис. 7.15. Наденьте ремень газораспределительного механизма на зубчатые шкивы
16. Выверните блокирующие болты диаметром 8 мм и снимите их с зубчатых шкивов распределительного вала и топливного насоса высокого давления, а также извлеките стержень/сверло из установочного отверстия в маховике.
17. Отпустите гайку на оси и отпустите регулировочный болт натяжителя, при этом придерживая кронштейн, чтобы противодействовать усилию пружины. Медленно отпустите кронштейн настолько, чтобы ролик поджался к ремню газораспределительного механизма. Снова затяните регулировочный болт и гайку крепления оси.
18. Проверните коленчатый вал на два полных оборота в нормальном направлении вращении (по часовой стрелке). Не проворачивайте коленчатый вал в обратном направлении,поскольку следует сохранить натяжение ремня газораспределительного механизма между зубчатыми шкивами коленчатого вала, топливного насоса высокого давления и распределительного вала.
19. Отпустите регулировочный болт натяжителя и гайку крепления оси, чтобы позволить пружине натяжителя прижать ролик к ремню газораспределительного механизма, а затем затяните регулировочный болт и гайку крепления оси предписанным усилием.
20. Убедитесь в том, что установочные отверстия все еще правильно расположены. Для этого вставьте блокирующие болты в зубчатые шкивы и стержень/сверло в установочное отверстие в маховике, как отверстия не расположены надлежащим образом, ремень газораспределительного механизма был неправильно установлен (возможно, отсутствует один зуб на одном из зубчатых шкивов). В этом случае повторите процедуру установки с самого начала.
21. Установите верхние крышки ремня газораспределительного механизма, как описано в параграфе 6.
22. Установите кронштейн крепления правой опоры двигателя к кузову (см. параграф 9).
23. Установите шкив коленчатого вала, как описано в параграфе 5.