Внимание! Тормозные колодки следует заменять одновременно на ОБОИХ задних колесах. НИКОГДА не заменяйте колодки только на одном колесе, так как это может привести к неравномерному торможению. Имейте в виду, что в пыли, образующейся в результате износа колодок, может содержаться асбест, который опасен для здоровья. Никогда не выдувайте эту пыль сжатым воздухом и не вдыхайте ее. При работе с тормозами пользуйтесь респиратором или ватномарлевой повязкой. НЕ используйте для очистки тормозов бензин или растворители на нефтяной основе. Используйте только очиститель для тормозов или денатурированный спирт.
1. Снимите тормозной барабан, как описано в параграфе 7.
2. Удалите всю пыль (образующуюся в результате износа тормозов) с тормозного барабана, щита тормоза и колодок. Соблюдайте все необходимые меры предосторожности, чтобы ненароком не вдохнуть ее.
3. Измерьте толщину фрикционной накладки на каждой тормозной колодке в нескольких местах. Если износ колодки в каком-либо месте достиг предельного значения или превысил его, следует заменить все четыре колодки. Колодки подлежат замене и в случае их замасливания, так как эффективного способа обезжиривания загрязненной фрикционной накладки нет.
4. Если тормозные колодки изношены неравномерно или замаслены, найдите причину этого и, прежде чем собирать тормоз, устраните ее.
5. Отметьте положение установки пружин и распорной планки с регулятором для облегчения правильности сборки.
6. Отцепите конец нижней стяжной пружины от вторичной тормозной колодки, отцепите ее от первичной тормозной колодки и снимите пружину (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Отцепите нижнюю стяжную пружину от вторичной тормозной колодки, отцепите ее от первичной тормозной холодки и снимите пружину
7. Пассатижами нажмите на чашку пружины опорной стойки первичной тормозной колодки и поверните ее на 90°, при этом придерживая стойку с тыльной стороны щита тормоза. После снятия чашки снимите пружину, а затем снимите стойку (рис. 5.7, а, б). Повторите эту процедуру в отношении стойки на вторичной тормозной колодке.
Рис. 5.7, а. Нажмите на чашку пружины, поверните ее на 50°, при этом придерживая стойку с тыльной стороны щита тормоза
Рис. 5.7, б. После снятия чашки снимите пружину, а затем извлеките стойку
8. Отсоедините наконечник троса стояночного тормоза от рычага на вторичной тормозной колодке (рис. 5.8).
Рис. 5.8. Отсоедините наконечник троса стояночного тормоза от рычага на вторичной тормозной колодке
9. Отсоедините пружину рычага регулятора от первичной тормозной колодки и рычага регулятора, а затем снимите рычаг (рис. 5.9, а, б).
Рис. 5.9, а. Отсоедините пружину рычага регулятора (отмечена стрелкой)...
Рис. 5.9, б. ...затем снимите рычаг регулятора
10. Снимите тормозные колодки с нижнего опорного пальца и высвободите из поршней колесного тормозного цилиндра. Разведите нижние концы колодок в стороны и снимите планку регулятора, верхнюю стяжную пружину и затем две тормозные колодки.
11. После снятия тормозных колодок зафиксируйте поршни колесного цилиндра в цилиндре с помощью хомутика или прочной резиновой ленты. Не нажимайте на педаль тормоза до сборки тормозов.
12. Извлеките вильчатый конец стойки регулятора и тщательно осмотрите сборку на наличие признаков износа или повреждений. Особое внимание обратите на резьбу и рифленое колесо регулятора и замените при необходимости.
13. Проверьте состояние всех стяжных пружин и замените пружины, имеющие признаки деформации или другие повреждения.
14. Отогните резиновые защитные колпачки и проверьте колесный цилиндр на наличие утечек жидкости или других повреждений. Убедитесь в том, что оба поршня могут свободно перемещаться. За сведениями по замене колесного цилиндра при необходимости обратитесь к параграфу 9.
15. Перед установкой очистите щит тормоза и нанесите тонкий слой высокотемпературной смазки для тормозов или другой подходящей смазки на все поверхности щита тормоза, которые контактируют с колодками, в частности на поршни колесного цилиндра и нижнюю опору. Не допустите попадания смазки на фрикционный материал.
16. Убедитесь в том, что ограничительный штифт рычага стояночного тормоза правильно расположен напротив края вторичной тормозной колодки, а стяжная пружина находится в штатном положении.
17. Подсоедините верхнюю стяжную пружину к первичной и вторичной тормозным колодкам (рис. 5.17).
Рис. 5.17. Подсоедините верхнюю стяжную пружину к первичной и вторичной тормозным колодкам
18. С помощью колеса регулятора доведите стойку регулятора до минимальной длины, затем подсоедините стойку к первичной тормозной колодке и рычагу стояночного тормоза (рис. 5.18).
Рис. 5.18. Зафиксируйте стойку регулятора на первичной тормозной колодке и рычаге привода стояночного тормоза
19. Выверните два болта крепления колесного цилиндра к щиту тормоза. Аккуратно высвободите цилиндр из щита тормоза настолько, чтобы винт выпуска воздуха вышел из щита. Сдвиньте цилиндр вверх, насколько это позволяет трубопровод, чтобы получить максимально возможный зазор между цилиндром и ступицей колеса.
20. Выведите частично собранный узел тормозных колодок в штатное положение на щите тормоза и введите тормозные колодки в пазы на поршнях колесного цилиндра (рис. 5.20).
Рис. 5.20. Установите частично собранный узел тормозных колодок на щит тормоза
21. Пропустите нижнюю стяжную пружину за нижней опорой и подсоедините один конец к ведущей тормозной колодке (рис. 5.21).
Рис. 5.21. Пропустите нижнюю стяжную пружину за опорой и подсоедините один конец к первичной тормозной колодке
22. Придержите пружину на первичной тормозной колодке и зацепите отверткой другой конец пружины (рис. 5.22).
Рис. 5.22. Придержите пружину на первичной тормозной колодке и зацепите отверткой другой конец пружины
23. Потяните за пружину отверткой, чтобы зацепить ее за край соответствующего установочного отверстия во вторичной тормозной колодке. Теперь подцепите конец пружины кончиком отвертки и полностью втяните ее на место (рис. 5.23). Наберитесь терпения, так как может потребоваться несколько попыток ввиду ограниченности пространства за вторичной тормозной колодкой.
Рис. 5.23. Потяните за пружину, чтобы зацепить ее за установочное отверстие, а затем кончиком отвертки полностью втяните его на место
24. После подсоединения нижней пружины установите тормозные колодки на нижнюю опору и при этом вставьте на место колесный цилиндр. Вверните болты крепления колесного цилиндра и надёжно затяните их (рис. 5.24).
Рис. 5.24. Установите тормозные колодки на нижнюю опору и вставьте колесный цилиндр на штатное место
25. Установите рычаг регулятора на первичную тормозную колодку, проследив за тем, чтобы он был расположен за вильчатым концом стойки регулятора. Подсоедините пружину рычага регулятора к рычагу и первичной тормозной колодке (рис. 5.25).
Рис. 5.25. Установите рычаг регулятора на первичную тормозную колодку и подсоедините пружину
26. Подсоедините конец троса стояночного тормоза к рычагу стояночного тормоза на вторичной тормозной колодке.
27. Вставьте опорную стойку ведущей тормозной колодки в щит тормоза и установите пружину на стойку. Придержите стойку, установите чашку пружины и поверните ее на 90°. Повторите эту процедуру для стойки на вторичной тормозной колодке, а затем осадите колодки, чтобы сцентрировать их положение относительно щита тормоза.
28. С помощью отвертки поверните колесо стойки регулятора, чтобы раздвинуть колодки настолько, чтобы тормозной барабан едва проходил над колодками.
29. Установите тормозной барабан, как описано в параграфе 7.
30. Повторите вышеописанную процедуру на другом заднем тормозе.
31. После замены обоих комплектов задних колодок отрегулируйте зазор между колодками и барабаном, несколько раз выжав педаль тормоза. При нажатии на педаль попросите помощника прислушаться к звуку в задних тормозных барабанах, чтобы убедиться в правильности работы стойки регулятора. Если все в порядке, при нажатии педали от стойки регулятора будет исходить «щелкающий» звук.
32. Проверьте и при необходимости отрегулируйте стояночный тормоз, как описано в параграфе 13.
33. В заключение проверьте уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов, как описано в «Еженедельных проверках».
34. Имейте в виду, что новые тормозные колодки не будут обеспечивать полную эффективность торможения до тех пор. пока не приработаются. Будьте готовы к этому и после замены колодок на протяжении нескольких первых сотен километров по возможности избегайте резкого торможения.