Внимание! Тормозная жидкость ядовита. При попадании на кожу немедленно и тщательно смойте ее. При проглатывании или попадании в глаза незамедлительно обратитесь за медицинской помощью. Некоторые марки жидкости — горючие,и при попадании на горячие элементы возможно воспламенение тормозной жидкости. При обслуживании любой гидравлической системы безопаснее предположить, что жидкость горюча, и предпринять соответствующие противопожарные меры (как будто вы имеете дело с бензином). Тормозная жидкость — эффективный растворитель для красок. Она разъедает пластмассу. В случае попадания брызг жидкости на лакокрасочное покрытие кузова или пластиковые элементы пораженный участок следует незамедлительно промыть обильным количеством холодной воды. И, наконец, тормозная жидкость гигроскопична (может поглощать влагу из воздуха), и поэтому использованная жидкость может быть загрязненной и непригодной для последующего применения. При доливании или замене жидкости обязательно используйте жидкость рекомендуемой марки. Емкость с жидкостью следует открывать непосредственно перед использованием.
Модели без АБС
Общие сведения
1. Правильная работа любой гидравлической системы возможна только после полного удаления воздуха из элементов и контура. Это достигается в результате выполнения процедуры удаления воздуха из системы (прокачки системы).
2. В процессе прокачки системы добавляйте только чистую, неиспользованную тормозную жидкость рекомендуемой марки (см. «Смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»). Никогда не используйте повторно жидкость, слитую из системы. Перед началом процедуры проверьте, достаточно ли у вас свежей жидкости.
3. Если имеется хоть малейшая вероятность того, что в системе присутствует жидкость ненадлежащей марки, элементы и контур тормозной системы следует тщательно промыть чистой жидкостью соответствующей марки. После этого следует заменить уплотнения во всех элементах системы.
4. Если вследствие утечки из системы вытекала тормозная жидкость или в систему проник воздух, перед тем как продолжить, устраните причину неисправности.
5. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, установите под колеса противооткатные упоры и отпустите стояночный тормоз.
6. Проверьте надежность крепления всех трубопроводов и шлангов, затяжку штуцерных соединений и проверьте, затянуты ли винты выпуска воздуха. Очистите от грязи участки вокруг винтов.
7. Отверните крышку бачка гидропривода тормозов и дозаправьте бачок до максимальной отметки. Установите на место крышку, но не затягивайте ее. Не забудьте на протяжении всей процедуры поддерживать уровень жидкости не ниже минимальной отметки. В противном случае в систему снова может попасть воздух.
8. Имеется множество комплектов для удаления воздуха, рассчитанных на индивидуальную самостоятельную работу. Они продаются в магазинах автопринадлежностей. Рекомендуется по возможности использовать один из таких комплектов, так как это значительно упрощает процедуру прокачки и уменьшает риск вторичного попадания в систему воздуха и удаленной тормозной жидкости. Если у вас нет такого комплекта, воспользуйтесь основным методом (с привлечением помощника), подробное описание которого дается ниже.
9. Если же вы все же решите использовать комплект, подготовьте автомобиль, как описано выше. Потом следуйте инструкциям изготовителя комплекта, так как процедуры могут слегка различаться в зависимости от типа используемого приспособления. Общее описание методик дается ниже в соответствующей части параграфа.
10. Какой бы способ ни использовался, для обеспечения полного удаления воздуха из системы должна соблюдаться одна и та же последовательность действий (п.п. 11 и 12).
Последовательность удаления воздуха
11. Если была отсоединена только часть системы и были предприняты соответствующие меры предосторожности для сведения к минимуму утечки тормозной жидкости, потребуется удалить воздух только из части системы (например, из первичного или вторичного контура).
12. Если воздух должен быть удален из всей системы, процедура должна выполняться в следующей последовательности:
- а) правый задний тормоз,
- б) левый задний тормоз,
- в) правый передний тормоз,
- г) левый передний тормоз.
Основной способ (с привлечением помощника)
13. Подготовьте чистый стеклянный стакан. подходящий кусок пластмассовой или резиновой трубки, которую можно плотно насадить на винт выпуска воздуха, и накидной гаечный ключ для винта. Кроме того, вам потребуется помощник.
14. Снимите пылезащитный колпачок с винта выпуска воздуха, указанного первым в последовательности. Насадите гаечный ключ и трубку на винт и опустите другой конец трубки в стакан. Налейте в стакан тормозную жидкость, так чтобы она закрыла конец трубки.
15. Следите за тем, чтобы на протяжении всей процедуры уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов сохранялся, как минимум, выше отметки MIN.
16. Попросите помощника несколько раз полностью выжать педаль тормоза, чтобы поднять давление, и на последнем ходе оставить педаль нажатой.
17. Пока помощник продолжает удерживать педаль нажатой, отпустите винт выпуска воздуха (приблизительно на один оборот) и дайте возможность находящейся под давлением жидкости с пузырьками воздуха стечь в стакан. Помощник должен продолжать нажимать на педаль, при необходимости дожимая ее до пола, и не должен ее отпускать до тех пор, пока не получит от вас соответствующего указания. Когда течение жидкости прекратится, снова затяните винт выпуска воздуха, попросите помощника медленно отпустить педаль и проверьте уровень жидкости в бачке.
18. Повторяйте действия по п.п. 16—17 до тех пор, пока из винта выпуска воздуха не пойдет тормозная жидкость, не содержащая пузырьков воздуха. Если главный цилиндр был опорожнен и снова заправлен, а воздух все еще выходит из первого винта в вышеуказанной последовательности, делайте между циклами паузу приблизительно в пять секунд, чтобы могли повторно заполниться каналы главного цилиндра.
19. Когда пузырьков воздуха больше не станет видно, надежно затяните винт выпуска воздуха, снимите трубку и гаечный ключ и установите на место пылезащитный колпачок. Не превышайте предписанное усилие затяжки винта выпуска воздуха.
20. Повторите процедуру на остальных тормозах, следуя указанной выше последовательности. Работайте до тех пор, пока весь воздух не будет удален из системы и педаль тормоза снова не будет восприниматься «твердой».
Использование комплекта с обратным клапаном
21. Из названия ясно, что в состав комплекта входит кусок трубки с обратным клапаном, предотвращающим возвращение удаленного воздуха и тормозной жидкости в систему. Некоторые комплекты включают в себя полупрозрачную емкость, которую можно расположить так, чтобы пузырьки воздуха при выходе из конца трубки могли быть более заметны.
22. Следует подсоединить трубку к винту выпуска воздуха и затем отвернуть винт, открывая соответствующий канал. Вы должны сесть на сиденье водителя и плавно и равномерно выжимать педаль тормоза и медленно отпускать ее. Это повторяется до тех пор, пока удаляемая жидкость полностью не избавится от пузырьков воздуха.
23. Имейте в виду, что подобные комплекты настолько упрощают работу, что можно легко забыть о поддержании требуемого уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов. Уровень на протяжении всей процедуры следует поддерживать не ниже минимальной отметки. В противном случае воздух снова проникнет в систему.
Использование комплекта для удаления воздуха под давлением
24 При работе с этими комплектами обычно используется сжатый воздух, содержащийся в запасной шине. Но имейте в виду, что. вероятнее всего, потребуется уменьшить давление в шине до значения меньше нормального. За уточнениями обратитесь к инструкции, прилагаемой к комплекту.
25. Подсоединив емкость, заполненную жидкостью под давлением, к бачку гидропривода тормозов, удаление воздуха можно выполнить, просто открывая каждый винт по очереди (в предписанной последовательности) и позволяя жидкости вытекать до тех пор, пока из нее не исчезнут пузырьки воздуха.
26. Этот метод имеет преимущество, заключающееся в том, что большая емкость с жидкостью предоставляет дополнительную защиту от проникновения воздуха в систему в процессе ее прокачки.
27. Удаление воздуха под давлением особенно эффективно при прокачке «трудных» систем или при удалении воздуха из всей системы во время плановой замены жидкости.
Все способы
28. После окончания удаления воздуха, когда восстановлено нормальное «чувство» педали, смойте пролитую тормозную жидкость, надежно затяните винты выпуска воздуха и установите на место пылезащитные колпачки.
29. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов и при необходимости долейте ее.
30. Соберите в подходящую емкость всю жидкость, слитую из системы, и соответствующим образом утилизируйте эту емкость. Слитая жидкость не годится для повторного использования.
31. Проверьте «чувство» педали тормоза. Если педаль воспринимается мягкой, значит, в системе все еще присутствует воздух и требуется дальнейшее его удаление. Невозможность удовлетворительно удалить воздух после повторения процедуры прокачки может быть следствием износа уплотнений главного цилиндра.
Модели с АБС
Внимание! На моделях, оснащенных системой АБС, перед началом процедуры удаления воздуха выключите зажигание, чтобы исключить всякую возможность приложения напряжения к гидравлическому модулятору до окончания процедуры удаления воздуха. В идеальном случае следует отсоединить аккумулятор. Если приложить напряжение к модулятору до окончания процедуры удаления воздуха, это вызовет слив тормозной жидкости из модулятора, делая блок неработоспособным. Поэтому не пытайтесь включать модулятор для удаления воздуха из тормозов.
32. Для удаления воздуха из гидропривода тормозов на моделях с АБС следует использовать комплект для удаления воздуха под давлением (см. п.п. 24—27).
33. Следуя последовательности, указанной в п. 12, выполните процедуру удаления воздуха по очереди из каждого тормоза, позволяя жидкости вытекать до тех пор, пока из нее не исчезнут пузырьки воздуха. Делайте паузу между удалением воздуха из каждого тормоза, чтобы не допустить падения уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки.
34. По окончании удаления воздуха и восстановления «твердости» педали вытрите следы пролитой жидкости, затяните винты выпуска воздуха и установите на них пылезащитные колпачки.
35. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов и при необходимости доведите его до нормы.
36. Утилизируйте жидкость, слитую из системы; она не годится для повторного использования.
37. Проверьте «чувство» педали тормоза. Если педаль воспринимается «мягкой», значит, в системе все еще присутствует воздух и требуется продолжить процедуру удаления воздуха.
Внимание! Не эксплуатируйте автомобиль, если вы сомневаетесь по поводу эффективности тормозной системы. Если перед удалением воздуха в системе присутствовало значительное количество воздуха, возможно, что часть воздуха осталась в гидравлическом модуляторе. Если после многократных попыток удаления воздуха педаль продолжает восприниматься «мягкой» или контрольные лампы тормозной системы продолжают гореть, отбуксируйте автомобиль к дилеру Peugeot/Citroen, чтобы специалисты выполнили удаление воздуха с использованием диагностического оборудования Peugeot/Citroen.