Внимание: Помните, что вырабатываемая в процессе износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления пыль может содержать вредный для здоровья асбест. Не сдувайте пыль сжатым воздухом и старайтесь не вдыхать ее. Не применяйте для протирки компонентов сцепления растворители на нефтяной основе, - пользуйтесь только специальными тормозными очистителями или чистым метиловым спиртом. Использованную ветошь складывайте в герметично закрываемую тару.
Снятие
1. Для освобождения доступа к сборке сцепления необходимо предварительно снять коробку передач (см. Часть В).
Замечание: Если при этом двигатель не снимался с автомобиля, его рекомендуется дополнительно подпереть домкратом или установить под него специальные подставки.
Если планируется повторное использование той же корзины сцепления, промаркируйте ее положение на маховике (при отсутствии заводских меток).
2. Установите специальное приспособление КМ-6263 (см. сопр. иллюстрацию), затяните крепежные и регулировочные болты вручную. Будьте внимательны - нижние крепежные болты приспособления должны крепиться к блоку двигателя, и не в коем случае к масляному поддону картера.
6.2. Установка приспособления КМ-6263 (4) для снятия сцепления: 1, 3, 6. Крепежные болты; 2, 5 Регулировочные болты
3. Для центровки сцепления на РКПП F13 и F17 всех модификаций используется насадка КМ-6263-21, а на РКПП F23 насадка КМ-6263-20. Вставьте центрирующий шток (см. сопр. иллюстрацию) с соответствующей насадкой через отверстие вала с отжимной оправкой в центральную цапфу коленчатого вала двигателя, отцентрируйте приспособление КМ-6263 и затяните болты с использованием инструмента.
6.3 Установка центрирующего штока (4) (на иллюстрации показано сцепление другой модели Opel): 1. Регулировочный болт приспособления; 2. Центрирующий шток в сборе с насадкой; 3. Крепежная гайка; 4. Шток; 5. Насадка штока; 6. Вал с отжимной оправкой
4. Вкручивайте (по часовой стрелке) вал с отжимной оправкой до тех пор, пока последняя не войдет в контакт с рабочими кромками лепестков диафрагменной пружины. Продолжайте вкручивать вал до упора - оправка сожмет пружину и разъединит диски сцепления.
5. Заблокируйте маховик от проворачивания (см. Главу 2, Раздел 5), выверните в диагональном порядке 6 болтов крепления сцепления к маховику двигателя.
6. Плавно выворачивая (против часовой стрелки) вал с отжимной оправкой, полностью освободите диафрагменную пружину. Придерживая корзину, извлеките центрирующий шток и снимите сборку сцепления, - при необходимости воспользуйтесь помощью ассистента.
7. По окончании процедуры снимите приспособление КМ-6263 с блока двигателя.
Проверка
8. Чаще всего нарушение исправности функционирования сцепления оказывается связанным с износом фрикционных накладок ведомого диска. Тем не менее, необходимо внимательно изучить состояние всех прочих компонентов сборки.
9. Изучите рабочую поверхность маховика на наличие трещин, следов перегрева, борозд и прочих повреждений - при необходимости замените маховик (см. Главу 2). Также проверьте состояние и оцените плоскостность сопрягаемой поверхности нажимного диска сцепления (см. сопр. иллюстрацию).
6.9. Измерение плоскостности сопрягаемой поверхности нажимного диска сцепления
10. Оцените степень износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления. Поверхность накладок должна возвышаться над головками заклепок как минимум на 1.6 мм. Удостоверьтесь в плотности посадки всех заклепок, проверьте торсионные пружины/демпферы на наличие трещин, следов деформации и прочих механических повреждений (см. сопр. иллюстрацию). Замасливание фрикционных накладок чаще всего происходит по причине выхода из строя сальника коленчатого вала, нарушения целостности прокладки поддона картера, уплотнительного элемента сборки исполнительного цилиндра, либо сальника первичного вала РКПП, - замените поврежденные компоненты.
6.10. Сборка ведомого диска: 1. фрикционные накладки - на снимке изношены ниже допустимого предела
2. Торсионные пружины или демпферы - должны быть проверены на наличие трещин и признаков деформации
3. Оборудованная шлицами ступица - должна свободно скользить по шлицам первичного вала коробки передач; шлицы не должны быть чрезмерно изношены
4. Заклепки - используются для крепления фрикционных накладок и при чрезмерном износе последних начинают оставлять борозды на рабочей поверхности маховика
11. В паре с ведомым диском желательно заменять также и выжимной подшипник (см. Раздел 3). Если ведомый диск в порядке, проверьте состояние выжимного подшипника, - подшипник должен вращаться плавно, без признаков заклинивания. Сопрягаемые поверхности должны быть абсолютно гладкими и не поврежденными, без трещин, задиров и выбоин. При отсутствии уверенности в определении состояния подшипника произведите замену сборки исполнительного цилиндра (см. Раздел 3).
12. Оцените состояние обработанных поверхностей и лепестков диафрагменной пружины нажимного диска (см. сопр. иллюстрации). В случае выявления дефектов замените сборку корзины. Следы легкой полировки могут быть удалены при помощи мелкозернистой наждачной бумаги. Через фирменные СТО компании Opel всегда можно приобрести на обменной основе восстановленную сборку сцепления.
6.12а. Примеры износа диафрагменной пружины
6.12b. Фрикционную поверхность нажимного диска следует проверить на наличие трещин, борозд, глубоких царапин и следов перегрева
Установка
13. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости сопрягаемых поверхностей маховика и дисков сцепления, в случае необходимости протрите рабочие поверхности растворителем.
14. Установите фрикционный диск выступающей частью ступицы от маховика. Обычно на диск наносится заводская маркировка, указывающая, какой стороной к маховику его следует устанавливать.
15. Установите корзину сцепления, - если устанавливается старая корзина, проследите за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Вверните болты крепления корзины и затяните их пока только от руки с целью обеспечения возможности беспрепятственного центрирования ведомого диска.
16. Установите приспособление КМ-6263, вставьте центрирующий шток.
Замечание: Центровка необходима, чтобы при установке коробки передач ее первичный вал прошел сквозь шлицы в диске и попал в направляющую втулку в цапфе коленчатого вала.
17. При помощи отжимной оправки полностью разгрузите диски сцепления (см. выше) и в несколько приемов в диагональном порядке равномерно затяните болты крепления корзины с требуемым усилием. Извлеките центрирующий шток и снимите приспособление.
18. Установите на место коробку передач.