Тормозная система является важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности движения автомобиля. Она включает в себя рабочую тормозную систему и стояночный тормоз. Выполнение обслуживания и ремонта компонентов тормозной системы требует аккуратности и точности исполнения. При отсутствии необходимого опыта лучше доверить выполнение данных операций специалистам автосервиса.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки и для удерживания автомобиля от скатывания при кратковременных остановках на уклоне. Все модели Corsa C/Meriva оборудованы гидравлической тормозной системой с вакуумным усилением. Она включает в себя главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель тормоза и дисковые тормозные механизмы передних колес. В зависимости от модели на задние колеса автомобиля устанавливаются тормозные механизмы дискового либо барабанного типа. Барабанные механизмы оборудованы колесными тормозными цилиндрами.
Для повышения надежности гидравлический привод тормозных механизмов разделен на 2 функционирующих независимо друг от друга контура, каждый из которых связан с диагонально расположенными колесами автомобиля. Один тормозной контур подведен к суппортам правого переднего и левого заднего колес, второй - к суппортам левого переднего и правого заднего колес. В случае отказа одного тормозного контура, второй продолжает работать в прежнем режиме, обеспечивая адекватное торможение автомобиля. Отказ любого из контуров ведет к снижению эффективности торможения и сопровождается срабатыванием соответствующей контрольной лампы на панели приборов (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации»).
Давление жидкости для обоих контуров создается в главном тормозном цилиндре (ГТЦ) при нажатии педали тормоза. ГТЦ установлен на сборке сервопривода вакуумного усилителя тормозов, закрепленной в нише под ветровым стеклом на переборке салона автомобиля и прикрыт крышкой. Сверху на цилиндре расположен резервуар с запасом тормозной жидкости. Он является общим, как для привода рабочей тормозной системы, так и для привода сцепления (на моделях соответствующей комплектации).
Для создания требуемого давления в гидравлическом тракте необходимо приложить к педали тормоза значительное усилие. В целях облегчения управления тормозной системой используется вакуумный усилитель, принцип действия которого основывается на создании разности давления воздуха в камерах сервопривода усилителя.
На бензиновых моделях при нажатии на педаль тормоза открывается одноходовой клапан, при этом одна из двух воздушных камер сервопривода соединяется с впускным воздушным трактом двигателя. За счет движения воздушного потока во впускном тракте в камере сервопривода создается разряжение. В другой камере сервопривода давление воздуха оказывается больше и под его воздействием связанная со штоком ГТЦ мембрана начинает перемещаться и создает необходимое дополнительное усилие.
На дизельных моделях для создания разряжения в камере сервопривода используется специальный вакуумный насос. На двигателе Z13DT насос устанавливается на головке двигателя и приводится в действие от распределительного вала ГРМ, а на двигателях с рабочим объемом 1.7 л вакуумный насос установлен на генераторе и приводится в действие от его вала.
Тормозные колодки/башмаки с фрикционными накладками являются исполнительным компонентом тормозной системы - от их состояния и состояния тормозных дисков/барабанов зависит эффективность торможения. Для каждой модели автомобиля с учетом комплектации предназначены колодки соответствующей марки - установка других колодок может привести к изменению характеристик управляемости автомобиля, снижению эффективности торможения и в конечном результате к ДТП. Некоторые советы и приемы торможения приведены в Главе «Органы управления и приемы эксплуатации».
Меры предосторожности
При обслуживании компонентов тормозной системы автомобилей следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
- a) Тормозная жидкость ядовита - не допускайте ее попадания внутрь организма!
- b) Тормозная жидкость в высшей степени химически агрессивна, - при случайном попадании ее в глаза и на окрашенные поверхности кузовных панелей немедленно смойте ее большим количеством проточной воды!
- c) Для заправки тормозной системы используйте только гидравлическую жидкость требуемого сорта (см. Главу 1). Не используйте для добавления в систему гидравлическую жидкость, простоявшую более одного года, либо хранившуюся в неплотно закрытой таре;
- d) Фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков могут содержать вредный для здоровья асбест. Старайтесь не вдыхать тормозную пыль, не сдувайте ее сжатым воздухом. Ни в коем случае не используйте для протирки компонентов тормозной системы бензин или растворители на нефтяной основе, - применяйте только фирменные чистящие средства;
- e) Следите за соблюдением всех требуемых допусков и усилий затягивания крепежа. При обслуживании компонентов пользуйтесь только исправным инструментом. При малейших сомнениях обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что исправность функционирования тормозов является залогом безопасности движения;
- f) При малейших признаках нарушения исправности функционирования тормозной системы эксплуатация автомобиля должна быть приостановлена!
- g) При обслуживании любой части системы действуйте аккуратно и методично, скрупулезно соблюдая чистоту. При отсутствии уверенности в работоспособности компонентов производите их замену в комплекте для обоих тормозных механизмов каждой оси. Используйте только запасные части известных производителем.
По окончании выполнения работ по обслуживанию и ремонту тормозных систем каждый раз необходимо проверять следующие моменты:
- Надежно ли закреплены тормозные шланги?
- Находится ли тормозные шланги и линии в держателях?
- Затянуты ли вентили прокачки?
- Достаточно ли залито в систему тормозной жидкости?
При работающем двигателе проведите контроль герметичности рабочей тормозной системы. Для этого нажмите на педаль тормоза усилием от 200 до 300 Н (20-30 кг) и удерживайте в течение 10 секунд - педаль тормоза не должна проваливаться или опускаться.
В заключение проведите контрольные торможения на дороге при отсутствии на ней транспортных средств.