Рис. 19. Основные элементы системы подушки безопасности: 1 — крышка; 2 — подушка безопасности; 3 — исполнительный механизм; 4 — металлический контейнер; 5 — «часовая» пружина; 6 — электронный блок управления; 7 — сигнальная лампа
Работой всей системы, включая элементы диагностики, управляет электронный модуль управления по сигналам датчиков. Один из них генерирует сигнал во время ускорения и замедления, а другой воспринимает только замедления. Оба датчика включены последовательно, поэтому, если они оба зафиксируют внезапное замедление на значение больше, чем установленное, срабатывает система подушек безопасности. Электронный модуль управления 6 ( рис. 19 ) служит для контроля за работой системы. Если обнаружено повреждение, то сигнальная лампа 7 мигает или постоянно горит, предупреждая водителя о неисправности системы. Если система исправна, лампа горит в течение 4 секунд после включения зажигания, а затем гаснет.
Так называемая «часовая» пружина 5 передает необходимые сигналы между электронным модулем и модулем подушки безопасности на стороне водителя. Пружина укреплена на держателе переключателя рулевой колонки и состоит из фиксированных и подвижных частей, которые связаны друг с другом скрученной лентой MyIar с токоведущими дорожками. Лента Mylar может наматываться и разматываться во время поворота рулевого колеса, на котором укреплена подвижная часть, поэтому в любой момент времени сохраняется электрический контакт между электронным блоком управления и модулем подушки безопасности. «Часовая» пружина одновременно передает электрический ток для звукового сигнала и переключателей регулятора скорости, если он установлен.
Исполнительный механизм подушки безопасности находится в металлическом контейнере, на котором расположена сложенная подушка безопасности. Блок закрыт крышкой. Модуль устанавливается на рулевом колесе.
Исполнительный механизм вырабатывает необходимое количество нетоксичного газа для наполнения подушки безопасности. На стороне водителя используется один исполнительный механизм 3, на стороне пассажира рядом с водителем — два. Подушка безопасности 2 на стороне водителя почти круглая, на стороне рядом сидящего пассажира она соответствует форме панели приборов. Крышка 1 на стороне водителя прочно связана с металлическим контейнером 4 и не может быть отделена от него. Она снабжена определенным количеством невидимых мест разрыва, благодаря которым подушка безопасности быстро разворачивается, если система срабатывает.
При лобовом столкновении в системе подушек безопасности происходит следующее:
- оба датчика фиксируют внезапное
Если оба датчика замыкаются одновременно, то электрический ток течет к исполнительному механизму, который активирует воспламенение газа;
- при сгорании газа в металлическом контейнере образуется азотистый диоксид углерода. Газ во время надувания подушки безопасности фильтруется и охлаждается;
- наполняющаяся газом подушка безопасности разрывает крышку и быстро разворачивается перед пассажиром. Весь процесс происходит в считанные доли секунды;
Рис. 20. Подушка безопасности после выпуска газа
- после заполнения газ выталкивается через отверстия в материале. Подушки безопасности сразу сдуваются и выглядят, как показано на рис. 20 . Их можно легко отодвинуть для освобождения прохода.
Предупреждения
1. Подушки безопасности содержат воспламеняющееся, но не взрывоопасное твердое вещество, поэтому при аварии или пожаре они не взрываются.
2. Рулевое колесо, рулевая колонка и материал надувной подушки безопасности после аварии не нагреваются. «Дым», рассеявшийся в воздухе при срабатывании подушек, не токсичен, поскольку представляет собой тальк или крахмал, которым обработана подушка.
3. При отсоединении аккумуляторной батареи система подушек безопасности отключается.