Блок двигателя Zetec-SE состоит из алюминиево-кремниевого сплава. Надежно сделанные боковые стенки и перемычка коренных подшипников делают блок особенно крутильно-жестким. 1 - блок двигателя; 2 - вкладыши подшипников; 3 - коленвал с восемью противовесами и пятью коренными подшипниками, 4 - перемычка коренных подшипников.
Головка блока цилиндров: в современных двигателях делается из легких сплавов, она завершает блок двигателя сверху. В головке блока цилиндров располагаются всасывающие каналы и каналы отработанных газов, каналы охлаждающей жидкости, смазочные каналы, кольца седел клапанов, направляющие клапанов, опорные шейки клапанного механизма, а также отверстия для свечей зажигания или форсунок и камеры сгорания. Прокладка головки блока цилиндров между блоком двигателя и головкой блока цилиндров не пропускает масло, охлаждающую жидкость и воздух наружу и внутрь.
Цилиндры: в них поршни колеблются между нижней мертвой точкой (НМТ) и верхней мертвой точкой (ВМТ): рабочие поверхности цилиндров по своему диаметру точно соответствуют диаметру поршней и затем их поверхности еще раз специально обрабатываются (хонингуются). Они либо косвенно охлаждаются каналами охлаждения, либо, при увлажняемых гильзах цилиндров, омываются непосредственно охлаждающей жидкостью.
Поршни: колеблются в цилиндрах и передают давление сгорания посредством шатунов на коленвал. Поршни сделаны из особенно легких и жароустойчивых легких сплавов. Их главными элементами являются дно поршня, зона колец с поршневыми кольцами, отверстия для поршневого пальца и тронковой части поршня. Поршневой палец соединяет поршень с шатуном. Верхние поршневые кольца (уплотнительные кольца) герметизируют камеру сгорания почти газонепроницаемо от кривошипно-шатунного механизма. Нижнее кольцо (маслосъемное поршневое кольцо) отводит избыточное смазочное масло со стенок цилиндров в картер (масляный поддон).
Шатун: соединяет поршень с коленвалом Состоит из отверстия в шатуне (направляет поршневой палец), стержня шатуна, основания шатуна и крышки основания шатуна (основание шатуна и крышка основания шатуна охватывают вкладышами подшипников палец кривошипа).
Коленвал: преобразует посредством соединительного звена шатуна энергию колебания (путь поршня от ВМТ к НМТ) в энергию вращения (вращательные движения). Современные коленвалы состоят из кованого корпуса, который вращается в местах коренных подшипников блока двигателя. В зависимости от количества цилиндров с точно определенным смещением (угловым градусом) по две щеки коленчатого вала ведут к пальцам кривошипа (опорным шейкам шатунов). Коленвалы Focus имеют пять коренных подшипников и четыре шатунных подшипника, смещенных под углом 90’. Во все опорные шейки вставлены заменяемые трех компонентные подшипники скольжения.
Клапаны: управляют в четырехтактных двигателях процессом газообмена (всасывание, компрессия, сгорание, выпуск). В двигателях OHC-Endura клапаны подвешены «плечом к плечу» под распредвалом. В двигателях DOHC-Zeteconn подвешены в форме буквы V под углом 42° под распредвалами Все подвижные узлы в головке блока цилиндров образуют клапанный механизм.
Распредвал: открывает и закрывает клапаны - в зависимости от числа оборотов двигателя и положения поршней - в точно определенные промежутки времени.
Приводом распредвалов двигателей Ford OHC/DOHC является зубчатый ремень. 1 - выпускной распредвал, 2 - впускной распредвал; 3 - впускной клапан; 4 - впускной канал; 5 - камера сгорания в форме крыши; 6 - выпускной канал; 7 - выпускной клапан.