- электродвигатель в комплекте TGE 404 В, каталожный № 643 404 02;
- редуктор, каталожный № 792 263 03;
- прерыватель, каталожный № 855 700 14. Основные части очистителя ветрового стекла, поставляемые в запасные части фирмой «Bosch»:
- электродвигатель в комплекте, каталожный № 0 390 246 141;
- щетки, каталожный № 3 397 110 790.
Очиститель ветрового стекла приводится в действие моторедуктором, который состоит из электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и червячного редуктора. Моторедуктор через рычажный механизм приводит в действие два параллельных рычага с щетками. На редукторе установлен концевой выключатель, который при выключении питания обеспечивает остановку щеток в определенном положении вне поля очистки стекла.
Рис. 8-30. Детали стеклоочистителя ветрового стекла: 1 - моторедуктор; 2 - рычаги щеток; 3 - щетки
Для обеспечения прерывистого режима работы очиститель снабжен прерывателем, который смонтирован на моторедукторе. Прерыватель состоит из электромеханического реле и схемы управления (рис. 8-31). На всех режимах работы питание электродвигателя осуществляется через схему прерывателя, который имеет восемь выводов. На вывод 8 постоянно подается питание, вывод 4 соединен с «массой». С выводом 4 через вывод 3 соединена одна из щеток электродвигателя.
Рис. 8-31. Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла. Пр. - плавкий предохранитель. Обозначение цвета проводов см. рис. 8-25.
Рис. 9-25. Схема соединений БСК на автомобилях до 1990 модельного года: А2 - ОТ датчика износа тормозных колодок левого переднего тормоза; АЗ - от датчика уровня тормозной жидкости; А4 - от датчика давления масла; A5 - от датчика износа тормозных колодок правого переднего тормоза; А6 - от обмотки возбуждения генератора; А7 - «+» после включения питания; А8 - «+» предохранителя № 16; предохранителя № 2; С2 - включение выключателя стоп-сигнала; С3 - «+» предохранителя № 1; С4 - «+» лампы заднего противотуманного света; C5 - лампа габаритного света в левом переднем фонаре; С6 - лампа габаритного света в правом переднем фонаре; D1 - лампа габаритного света в левом заднем фонаре; D2 - лампа противотуманного света в правом заднем фонаре; D3 - лампа габаритного света в правом заднем фонаре; D4 - лампа стоп-сигнала в левом заднем фонаре; D5 - лампа стоп-сигнала в правом заднем фонаре; D6 - лампа противотуманного света в левом заднем фонаре; Е1 - от датчика уровня охлаждающей жидкости; Е2 - выключение выключателя стоп-сигнала; Е3 - от датчиков замков дверей; Е4 - от датчика уровня масла; E5 - от датчика температуры охлаждающей жидкости; Е7 - «+» стартера. Буква указывает на разъем, а цифра - номер штекера в разъеме.
Обозначение цвета проводов: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; Ф - фиолетовый; Ч - черный. Первая буква обозначает цвет самого провода, вторая - цвет полоски на проводе. Пр. - плавкий предохранитель. Многоштекерные разъемы обозначены на схемах латинскими буквами с цифрами, например, ES.
При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме (положение переключателя INT) на выводы 7 и 8 подается напряжение. Двигатель начинает работать на малой скорости. Ток двигателя протекает от вывода 7 через замкнутые контакты реле прерывателя, вывод 2, щетку, обмотку якоря, другую щетку, выводы 3 и 4 на «массу». В начале вращения двигателя контакт концевого выключателя переключается на вывод 8 и напряжение подается на схему прерывателя. Через резистор и диод начинает заряжаться конденсатор С. Потенциал базы транзистора (точка X) увеличивается и достигает величины достаточной для открытия транзистора, который замыкает цепь обмотки реле прерывателя. В результате по обмотке начинает протекать ток. Его контакты переключаются. Электродвигатель продолжает работать, получая питание от вывода 8 через контакты концевого выключателя и контакты реле прерывателя. К моменту возврата щеток стеклоочистителя в первоначальное положение контакты концевого выключателя размыкают питание электродвигателя и замыкаются на «массу». В результате стеклоочиститель останавливается. При этом щетки электродвигателя оказываются соединенными накоротко, он начинает работать в режиме динамического торможения, что обеспечивает более четкую его остановку. В это время конденсатор начинает разряжаться через резисторы и цепь базы транзистора. Продолжительность разряда конденсатора до напряжения, при котором транзистор закроется, определяет паузу в работе стеклоочистителя. При закрытии транзистора контакты реле занимают первоначальное положение. Электродвигатель начинает вращаться и цикл повторяется.
В положении 1 переключателя (первая скорость) питание подается на ту же щетку, что и в прерывистом режиме, и он работает на малой скорости. В положении 2 питание подается на дополнительную щетку и электродвигатель работает на высокой скорости.
Рис. 8-34. Бачок омывателя ветрового стекла