При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме на выводы 7 и 8 (рис. 8-33) прерывателя подается напряжение. Двигатель начинает работать. Ток двигателя протекает от вывода 7 через замкнутые контакты реле прерывателя, вывод 2, щетку, обмотку якоря, другую щетку, выводы 3 и 4 на «массу». В начале вращения двигателя контакт концевого выключателя переключается на вывод 8 и напряжение подается на схему прерывателя. Через резистор и диод D начинает заряжаться конденсатор С. Потенциал базы транзистора (точка X) увеличивается и достигает величины достаточной для открытия транзистора, который замыкает цепь обмотки реле прерывателя. В результате по обмотке начинает протекать ток. Его контакты переключаются. Электродвигатель продолжает работать, получая питание от вывода 8 через контакты концевого выключателя и контакты реле прерывателя. К моменту возврата щетки стеклоочистителя в первоначальное положение контакты концевого выключателя размыкают питание электродвигателя и замыкаются на «массу». В результате стеклоочиститель останавливается. При этом щетки электродвигателя оказываются соединенными накоротко, он начинает работать в режиме динамического торможения, что обеспечивает более четкую его остановку. В это время конденсатор начинает разряжаться через резисторы и цепь базы транзистора. Продолжительность разряда конденсатора до напряжения, при котором транзистор закроется, определяет паузу в работе стеклоочистителя. При закрытии транзистора контакты реле занимают первоначальное положение. Электродвигатель начинает вращаться и цикл повторяется.
При включении омывателя заднего стекла возбуждается реле отсечки. В результате этого прекращается подача питания на вывод 8 прерывателя и электродвигатель начинает работать в постоянном режиме.
Рис. 8-33. Схема включения очистителя и омывателя заднего стекла (легенду см. рис. 8-25)
Рис. 9-25. Схема соединений БСК на автомобилях до 1990 модельного года: А2 - ОТ датчика износа тормозных колодок левого переднего тормоза; АЗ - от датчика уровня тормозной жидкости; А4 - от датчика давления масла; A5 - от датчика износа тормозных колодок правого переднего тормоза; А6 - от обмотки возбуждения генератора; А7 - «+» после включения питания; А8 - «+» предохранителя № 16; предохранителя № 2; С2 - включение выключателя стоп-сигнала; С3 - «+» предохранителя № 1; С4 - «+» лампы заднего противотуманного света; C5 - лампа габаритного света в левом переднем фонаре; С6 - лампа габаритного света в правом переднем фонаре; D1 - лампа габаритного света в левом заднем фонаре; D2 - лампа противотуманного света в правом заднем фонаре; D3 - лампа габаритного света в правом заднем фонаре; D4 - лампа стоп-сигнала в левом заднем фонаре; D5 - лампа стоп-сигнала в правом заднем фонаре; D6 - лампа противотуманного света в левом заднем фонаре; Е1 - от датчика уровня охлаждающей жидкости; Е2 - выключение выключателя стоп-сигнала; Е3 - от датчиков замков дверей; Е4 - от датчика уровня масла; E5 - от датчика температуры охлаждающей жидкости; Е7 - «+» стартера. Буква указывает на разъем, а цифра - номер штекера в разъеме.
Обозначение цвета проводов: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; Ф - фиолетовый; Ч - черный. Первая буква обозначает цвет самого провода, вторая - цвет полоски на проводе. Пр. - плавкий предохранитель. Многоштекерные разъемы обозначены на схемах латинскими буквами с цифрами, например, ES.
Рис. 8-35. Бачок омывателя заднего стекла