Автомобили до 1990 модельного года
Бортовая система контроля (БСК) марки Veglia Bortelli, информационный экран которого расположен слева от комбинации приборов, дает возможность контролировать некоторые узлы и системы автомобиля и работу двигателя, тормозной системы и освещения. На блок управления БСК поступают сигналы от датчиков, цепь которых замкнута, если в контролируемых системах автомобиля все исправно. Это также дает возможность постоянного контроля за состоянием цепей, соединяющих БСК с датчиками.
При установке ключа в выключателе зажигания или в выключателе приборов и стартера в положение «MAR» загораются все сигнализаторы (светодиоды) на экране БСК, а также контрольные лампы аварийной температуры охлаждающей жидкости, резерва топлива и лампа (красная) обнаружения неисправности БСК в комбинации приборов. Если контролируемые БСК функции в норме, спустя 3 с сигнализаторы и контрольные лампы гаснут, загорается и мигает в течение 15 с лампа (зеленая) разрешения пуска двигателя, которая гаснет при включении стартера. При обнаружении БСК неисправности продолжают гореть сигнализатор обнаружения неисправности и соответствующий сигнализатор на экране БСК. Неисправность в некоторых цепях сигнализируется загоранием красного сигнализатора в комбинации приборов и сигнализатора на экране БСК только, если задействована данная функция, например, включены габаритные огни. Уровень масла в двигателе проверяется только на неработающем двигателе при установке ключа в выключателе зажигания или в выключателе приборов и стартера в положение «MAR». Семиразъемный электронный блок управления БСК расположен между экраном БСК и монтажным блоком.
Предупреждение: Красный сигнализатор загорается, если во время движения загорается один или несколько индикаторов на экране БСК или если они не гаснут спустя 3 с после перевода ключа в положение «MAR» при неработающем двигателе.
Сигнализатор 1 (рис. 8-24) аварийного давления масла в системе смазки двигателя. При загорании светодиода во время движения немедленно остановить автомобиль и проверить уровень масла и при необходимости довести его до нормы. Если сигнализатор продолжает гореть несмотря на нормальный уровень масла, необходимо устранить причину и лишь затем продолжать движения. Информация на ЭБУ БСК поступает от датчика давления масла.
Рис. 8-24. Экран БСК на автомобилях до 1990 модельного года
Сигнализатор 2 недостаточного уровня масла в системе смазки двигателя. Сигнал на ЭБУ БСК поступает от датчика уровня масла, который имеет контактную пластину, нагреваемую резистором, нагрев которого уменьшается потоком масла при нормальном уровне и возрастает вплоть до размыкания контакта, если уровень масла очень низок. Если после остановки двигателя сигнализатор загорается, это указывает на недостаточный уровень масла. Долить масло в двигатель до нормы. Если светодиод загорается при работающем двигателе, это означает, что вышел из строя датчик или обрыв в электрической цепи датчика.
Сигнализатор 3 недостаточного уровня охлаждающей жидкости. Если сигнализатор продолжает гореть после остановки двигателя или загорается во время работы двигателя, это указывает на недостаточный уровень охлаждающей жидкости или на выход из строя датчика или на обрыв в электрической цепи датчика. Необходимо проверить уровень жидкости в расширительном бачке и довести его до нормы. Датчик уровня охлаждающей жидкости представляет собой переключатель с магнитоуправляемыми контактами.
Сигнализатор 4 износа тормозных колодок передних тормозов. Загорание светодиода указывает на необходимость срочной замены тормозных колодок передних тормозов. Контрольный провод датчика утоплен на определенную глубину в накладку и его разрыв определяет уровень износа накладки. Благодаря последовательному соединению проводов с накладками обеспечивается постоянный контроль за целостностью цепи.
Сигнализатор 5 исправности ламп габаритного света в передних фонарях. Загорание индикатора указывает на перегорание лампы или на обрыв в электрической цепи. В цепь питания ламп включен ЭБУ БСК, что позволяет определить проходит или нет ток по цепи, т.е. определить исправность ламп.
Рис. 9-25. Схема соединений БСК на автомобилях до 1990 модельного года: А2 - ОТ датчика износа тормозных колодок левого переднего тормоза; АЗ - от датчика уровня тормозной жидкости; А4 - от датчика давления масла; A5 - от датчика износа тормозных колодок правого переднего тормоза; А6 - от обмотки возбуждения генератора; А7 - «+» после включения питания; А8 - «+» предохранителя № 16; предохранителя № 2; С2 - включение выключателя стоп-сигнала; С3 - «+» предохранителя № 1; С4 - «+» лампы заднего противотуманного света; C5 - лампа габаритного света в левом переднем фонаре; С6 - лампа габаритного света в правом переднем фонаре; D1 - лампа габаритного света в левом заднем фонаре; D2 - лампа противотуманного света в правом заднем фонаре; D3 - лампа габаритного света в правом заднем фонаре; D4 - лампа стоп-сигнала в левом заднем фонаре; D5 - лампа стоп-сигнала в правом заднем фонаре; D6 - лампа противотуманного света в левом заднем фонаре; Е1 - от датчика уровня охлаждающей жидкости; Е2 - выключение выключателя стоп-сигнала; Е3 - от датчиков замков дверей; Е4 - от датчика уровня масла; E5 - от датчика температуры охлаждающей жидкости; Е7 - «+» стартера. Буква указывает на разъем, а цифра - номер штекера в разъеме.
Обозначение цвета проводов: Б - белый; Г - голубой; Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; О - оранжевый; Р - розовый; Ф - фиолетовый; Ч - черный. Первая буква обозначает цвет самого провода, вторая - цвет полоски на проводе. Пр. - плавкий предохранитель. Многоштекерные разъемы обозначены на схемах латинскими буквами с цифрами, например, ES.
Сигнализатор 6 заряда аккумуляторной батареи. Он соединен с обмоткой возбуждения генератора. Если индикатор продолжает гореть после остановки двигателя, это означает наличие обрыва в электрической цепи генератора. Если индикатор загорится во время работы двигателя, это означает, что ток заряда, обеспечиваемый генератором, недостаточен.
Сигнализатор 7 закрытия дверей. Датчики расположены в замках дверей и контроль обеспечивается последовательным соединением всех контактов, что позволяет определить в каком положении находятся все двери.
Сигнализатор 8 исправности ламп в задних фонарях. ЭБУ БСК включен в цепь питания ламп, что позволяет определить проходит или нет ток по цепи, т.е. определить исправность той или иной лампы. Загорание индикатора означает:
- перегорание ламп(ы) или обрыв в электрической цепи габаритных огней или освещения номерного знака;
- перегорание лампы или обрыв в электрической цепи стоп-сигнала, если светодиод загорается через 2 с после нажатия на педаль тормоза. Если сигнализатор не гаснет или загорается при отпущенной педали тормоза, это указывает на то, что сгорели обе лампы стоп-сигнала или соответствующий плавкий предохранитель;
- перегорание одной из ламп заднего противотуманного света.
Если сигнализатор загорается или горит постоянно и гаснет только после нажатия на педаль тормоза, вышел из строя выключатель стоп-сигнала. Если сигнализаторы 5 и 8 загораются одновременно, это указывает на перегорание одного из предохранителей ламп габаритного света (например, ламп габаритного света в правом переднем фонаре и в левом заднем фонаре) или на неисправность ламп габаритного света в соответствующих переднем и заднем фонаре.
Сигнализатор 9 уровня тормозной жидкости. Если индикатор продолжает гореть после остановки двигателя или горит при работающем двигателе, это означает, что уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода недостаточен или вышел из строя датчик, или имеет место обрыв в электрической цепи датчика, который представляет из себя переключатель с магнитоуправляемыми контактами.
Сигнализатор 10 аварийной температуры рабочей жидкости в автоматической КП. Задействован в БСК только автомобилей с автоматической КП.
Примечание: Схема соединений БСК на автомобилях до 1990 модельного года приведена на рис. 8-25.
Автомобили с 1990 модельного года
Если БСК не обнаружило неисправностей, то при установке ключа в выключателе зажигания или в выключателе приборов и стартера в положение «MAR» все сигнализаторы на экране БСК не горят, независимо от того, включены или выключены габаритный свет и задний противотуманный свет и нажата или отпущена педаль тормоза.
Загорание любого индикатора на экране происходит одновременно с загоранием красным светом сигнализатора обнаружения неисправности БСК в комбинации приборов.
Звуковой сигнализатор превышения заданной скорости. Данный прибор звуковым сигналом оповещает о превышении введенного в память предела скорости движения автомобиля. Для записи в памяти предела скорости движения автомобиля вывести автомобиль на эту скорость во время движения и нажать на кнопку 1 (рис. 8-26). При этом загорается встроенная в кнопку контрольная лампа. Каждый раз, когда скорость движения автомобиля превысит заданный предел скорости, прозвучит звуковой сигнал. Чтобы ввести в память новое ограничение скорости автомобиля, нажать на кнопку 1, как только автомобиль достигнет этой скорости. Чтобы стереть из памяти записанный предел скорости, нажать на кнопку 2, контрольная лампа, встроенная в кнопку 1, при этом погаснет. Если перевести ключ в положение «STOP» и не вынимать его из замка, последняя введенная в память скорость будет сохранена при условии, что ранее не была нажата кнопка 2.
Сигнализатор 3 уровня масла в системе смазки двигателя. При установке ключа выключателя в положение «MAR» при неработающем двигателе загорание данного индикатора означает, что произошел обрыв в электрической цепи датчика или недостаточен уровень масла системы смазки.
Рис. 8-26. Информационный экран БСК автомобилей с 1990 модельного года: 1 - кнопка введения в память предельной скорости движения; 2 - кнопка стирания из памяти предельной скорости движения; 3 - сигнализатор уровня масла; 4 - сигнализатор уровня охлаждающей жидкости; 5 - сигнализатор закрытия правой передней двери; 6 - сигнализатор закрытия правой задней двери; 7 - сигнализатор закрытия двери багажного отделения; 8 - сигнализатор исправности ламп габаритного света в задних фонарях; 9 - сигнализатор исправности лампы стоп-сигнала в правом заднем фонаре; 10 - сигнализатор исправности ламп габаритного света в передних фонарях; 11 - сигнализатор закрытия левой передней двери; 12 - сигнализатор закрытия левой задней двери; 13 - сигнализатор исправности ламп заднего противотуманного света; 14 - сигнализатор исправности лампы стоп-сигнала в левом заднем фонаре; 15 - сигнализатор исправности ламп фонарей освещения номерного знака
Сигнализатор 4 уровня охлаждающей жидкости. При установке ключа выключателя в положение «MAR» независимо от того, работает или не работает двигатель, загорание данной лампы означает, что уровень охлаждающей жидкости недостаточен.
Сигнализатор 10 исправности габаритных огней в передних фонарях, сигнализатор 8 исправности габаритных огней в задних фонарях, сигнализатор 15 исправности ламп освещения номерного знака. При включенных габаритных огнях загорание сигнализатора 10, 8 или 15 означает, что перегорела пампа габаритного огня или освещения номерного знака, или произошел обрыв соответствующей электрической цепи.
Если эти индикаторы загораются одновременно, это означает, что перегорел плавкий предохранитель защиты цепи левого переднего, левого заднего габаритного огня и правого фонаря освещения номерного знака или правого переднего, левого заднего габаритного огня и левого фонаря освещения номерного знака.
Если перегорели оба предохранителя, то контрольная лампа габаритных огней в комбинации приборов не загорится.
Сигнализатор 9 исправности лампы стоп-сигнала в правом заднем фонаре, сигнализатор 14 исправности лампы стоп-сигнала в левом заднем фонаре, сигнализатор исправности ламп фонарей освещения номерного знака. Загорание одного из светодиодов сигнализирует о выходе из строя лампы стоп-сигнала или предохранителя, или обрыв в соответствующей электрической цепи.
Если загораются одновременно оба светодиода. это означает, что перегорели обе лампы стоп-сигнала или вышел из строя выключатель педали тормоза, или произошел обрыв в электрической цепи. Сигнализатор 13 исправности лампы заднего противотуманного света. Если при включенном заднем противотуманном свете этот светодиод загорается, а соответствующая контрольная лампа в комбинации приборов нет, это указывает на то, что вышла из строя одна или обе лампы или предохранитель, или произошел обрыв в электрической цепи.
Сигнализаторы 5, 6, 7, 11, 12 закрытия дверей. Если какая-либо из дверей не закрыта, то загорается соответствующий светодиод.