1. Задняя крышка. 2. Картер коробки передач. 3. Ведущее зубчатое колесо IV передачи. 4. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 5. Шарик фиксатора. 8. Сухарь фиксатора. 7. Блокирующее кольцо синхронизатора II и IV передач. 8. Ведущее зубчатое колесо III передачи. 9. Ведущее зубчатое колесо II передачи. 10. Ведущее зубчатое колесо заднего хода. 11. Ведущее зубчатое колесо I передачи. 12. Первичный вал коробки передач. 13. Ведущее зубчатое колесо главной передачи. 14. Маслосборник. 15. Ось сателлитов. 18. Сателлит. 17. Зубчатое колесо полуоси. 18. Коробка дифференциала. 19. Ведущее зубчатое колесо привода спидометра. 20. Ведомое зубчатое колесо привода спидометра. 21. Картер сцепления. 22. Зубчатое колесо главной передачи. 23. Регулировочное кольцо. 24. Зубчатое колесо I передачи. 25. Скользящая муфта включения I, II передач и заднего хода. 26. Зубчатое колесо II передачи. 27. Зубчатое колесо III передачи. 28. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач. 29. Зубчатое колесо IV передачи. 30. Вторичный вал коробки передач. 31. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода. 32. Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода. 33. Шток вилки включения заднего хода. 34. Шарик фиксатора штока. 35. Пружина фиксатора. 36. Выключатель фонаря заднего хода. 37. Вилка включения заднего хода. 38. Сухари замкового устройства. 39. Шток вилки включения III и IV передач. 40. Шток вилки включения I и II передач. 41. Пробки фиксаторов. 42. Вилка муфты синхронизатора III и IV передач.
А — выступ блокирующего кольца а, в, с, d — зазоры
Принцип действия механической коробки передач основан на изменении величины передаваемого крутящего момента методом замены пар шестерен, участвующих в передаче крутящего момента с первичного на вторичный вал коробки передач. Различное сочетание числа зубьев ведущего к ведомого зубчатых колес каждой передачи обеспечивает изменение величины передаваемого усилия (крутящего момента), а при включении задней передачи и направление передачи усилия.
От подбора количества передач и величин передаточных чисел зависят эксплуатационные показатели автомобиля, в том числе его динамика и скорость, расход топлива и проходимость.
Передачи переднего хода у коробки передач синхронизированы. Это позволило обеспечить плавный процесс переключения передач и увеличить долговечность работы коробки передач. Плавность переключения передач создает комфорт при вождении автомобиля, снижает утомляемость водителя и благотворно влияет на безопасность движения.
Принцип действия синхронизатора основан на выравнивании частот вращения вторичного вала коробки передач и свободно вращающегося на нем зубчатого колеса постоянного зацепления требуемой передачи.
На схеме работы синхронизатора показана последовательность его действия при включении IV передачи.
При нейтральном положении скользящей муфты 4 сухари 6 находятся в центре пазов ступицы 28 и не действуют на блокирующее кольцо 7. Между выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы имеется равномерный боковой зазор в, а между выступами А и сухарями 6 — зазор с (см. «Схема работы синхронизатора», схема 1).
Начало включения IV передачи характеризуется тем. что скользящая муфта, перемещаясь в сторону шестерни 29. увлекает за собой сухари 6. которые упираются в выступы А блокирующего кольца, т. е. зазор с выбирается. При дальнейшем перемещении муфты сухари прижимают блокирующее кольцо к конической поверхности венца синхронизатора зубчатого колеса 29. Под действием сил трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и венца синхронизатора и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо поворачивается относительно ступицы до упора выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т. е. с одной стороны зазор в выбирается, а с другой увеличивается в два раза и составит зазор d. Вследствие окружного смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боковые скосы скользящей муфты 4 упираются в боковые скосы блокирующего кольца 7, и дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты прекращается. В следующий момент завершается выравнивание угловых скоростей зубчатого колеса 29 IV передачи и вторичного вала 30. В этот момент прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца и колеса 29. вследствие чего исчезает сила. прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца. Этим создаются условия для полного включения IV передачи, когда освобожденная муфта легко соединяется с венцом блокирующего кольца, а затем и с венцом синхронизатора. соединяя его со ступицей. При полностью включенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями 6 и выступами А блокирующего кольца 7 и пазами ступицы.
На схеме работы коробки передач цветными линиями показаны направления передачи крутящего момента при включении каждой из передач.
При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается через сцепление на первичный вал 12 коробки передач. От ведущих зубчатых колес первичного вала крутящий момент передается на одноименные зубчатые колеса вторичного вала, которые, не имея прямой связи с валом 30. будут свободно вращаться на нем. На главную передачу и дифференциал крутящий момент не передается.
При включении I передачи рычаг из нейтрального положения подается влево, до появления сопротивления, и вперед. Скользящая муфта 25 синхронизатора, перемещаясь в сторону зубчатого колеса 24, соединяет венец синхронизатора зубчатого колеса 24 со ступицей синхронизатора, жестко соединенной с вторичным валом. Крутящий момент от зубчатого колеса 24 передается через муфту на ступицу синхронизатора и от нее на вторичный вал. Через зубчатые колеса 13 и 22 главной передачи крутящий момент передается на дифференциал. Коробка 18 дифференциала, вращаясь вместе с осью 15 сателлитов, через зубья сателлитов 16 и зубчатых колес 17 полуосей распределяет крутящий момент по приводам передних колес.
Для включения II передачи рычаг из нейтрального положения подается влево и назад. При этом скользящая муфта 25 соединяет зубчатое колесо 26 второй передачи со ступицей синхронизатора, и крутящий момент от колеса 26 через скользящую муфту 25 передается на ступицу синхронизатора и на вторичный вал.
Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором, перемещая рычаг вперед или назад из нейтрального положения. При включении III передачи муфта 4 соединяет колесо 27 со ступицей синхронизатора, а при включении IV передачи — колесо 29 со ступицей того же синхронизатора. Крутящий момент через соединенные колесо и ступицу передается на вторичный вал.
Заднюю передачу включают при полностью остановленном автомобиле. При выборе заднего хода рычаг переключения передач перемещается из нейтрального положения вправо до упора с увеличенным сопротивлением и назад. При этом промежуточное зубчатое колесо 31 заднего хода соединяет ведущее зубчатое колесо 10 заднего хода первичного вала с зубчатым венцом скользящей муфты 25 синхронизатора I и II передач За счет промежуточного зубчатого колеса передаваемый на вторичный вал крутящий момент изменяет свое направление. Одновременно с включением задней передачи включается фонарь заднего хода, так как вилка 37 нажимает на шток выключателя 36 фонаря заднего хода и цепь пампы соединяется с источником тока.
Четкое разделение линий III—IV передач и заднего хода достигается пружинным фиксатором 15 (см. гл. 20), который обеспечивает резкое нарастание усилия выбора задней передачи в начале и падение его в конце хода выбора
Смазка деталей коробки передач происходит разбрызгиванием масла зубчатыми венцами зубчатых колес. К игольчатым подшипникам зубчатых колес вторичного вала масло подается из масляной камеры за передним подшипником вторичного вала через маслосборник 14. Уровень масла измеряется линейкой и должен доходить до верхней метки.
Для улавливания из масла частиц имеется магнит, установленный в нижней части коробки передач. Слив масла из картера производится через отверстие, закрываемое пробкой 4 (см. гл. 19).