Внимание: Пыль, как продукт износа фрикционных накладок, может содержать асбест, который опасен для здоровья. Не сдувайте сжатым воздухом и не вдыхайте ее.
Не используйте бензин или растворители на его основе для удаления пыли. Для того чтобы смыть пыль в подходящий контейнер, используйте специальную моющую жидкость для сцеплений или метиловый спирт. После того как протрете сцепление ветошью, сложите ее вместе с продуктами износа, смытыми специальной жидкостью в контейнер, нанеся на него маркировку.
Примечание: Для приведения механизма автоматической регулировки в исходное состояние может потребоваться инструмент Volvo Na 999 5677 и № 999 5662, хотя можно обойтись и с помощью самодельного инструмента.
Снятие
1. Если силовой агрегат с автомобиля не снят (см. главу 2Б), доступ к сцеплению возможен после снятия КПП, как описано в главе 7А. Перед тем как снимать детали сцепления, краской или маркером нанесите метки совмещения между маховиком и нажимным диском.
С помощью инструмента Volvo
2. Установите фиксатор Volvo № 999 5677, чтобы произвести сброс механизма автоматической регулировки. Штифты фиксатора должны совместиться с канавкой впереди регулировочных пружин. прижав инструмент к корпусу диска. Зацепите крючки на концах пружин инструмента в середине трех отверстий, расположенных под углом 120° по периметру крышки диска.
3. Установите компрессор (инструмент № 999 5662) на крышку диска и сожмите диафрагменную пружину так, чтобы саморегулирующие пружины ослабли. Проследите за тем, чтобы крючки с внутренней стороны компрессора были зацеплены правильно, не пережимая пружины регулировочного механизма. Продолжайте заворачивать шпиндель компрессора до тех пор, пока диафрагменная пружина не освободит фрикционный диск. При этом должен быть слышен явно различимый щелчок.
Без инструмента Volvo
4. Отвернув винты крепления, снимите нажимной диск, затем — фрикционный (см. рис). Снимая, запомните положение ведомого диска.
Рис. 6.4 Отверните болты крепления нажимного диска
5. Во время проверки и установки очень важно, чтобы рабочие поверхности дисков и маховика не замаслились.
Примечание: Если нажимной диск будете устанавливать обратно, не оставляйте диафрагменную пружину в сжатом состоянии надолго, чтобы она не ослабла.
Проверка
6. Перед очисткой сцепления прочтите предупреждение в начале настоящей главы. Удаляйте пыль, используя чистую ветошь в хорошо вентилируемом помещении.
7. Проверьте контактирующие поверхности фрикционного диска сцепления на отсутствие признаков износа, повреждения и загрязнений. Если фрикционный материал имеет трещины, обгоревшие участки, выбоины, испорчен грязью или маслом (блестящие черные пятна), изношен, замените фрикционный диск.
8. Если фрикционные накладки целы, проверьте ступицу диска. Заклепки не должны быть повреждены, торсионные пружины гасителя крутильных колебаний не должны быть сломаны или болтаться в гнездах, шлицы не должны быть изношены или повреждены. Если найдены дефекты, замените диск.
9. Если фрикционные накладки замаслены, это, возможно, происходит по вине прохудившегося сальника коленвала, прокладки поддона, манжеты уплотнения блока рабочего цилиндра, сальника первичного вала КПП или всех вместе в разной степени. Замените манжету коленвала или прокладку поддона, как описано в главе 2А или 7А, перед тем как установить сцепление.
10. Проверьте обработанные поверхности маховика и нажимного диска. Они должны быть абсолютно ровными, гладкими, без задиров и трещин, без следов перегрева. Если найдены дефекты, не устранимые с помощью наждачной бумаги, снимите маховик, как описано в главе 2, и отнесите в специализированную мастерскую для проточки.
11. Проверьте нажимной диск сцепления на отсутствие следов износа и повреждений, потрясите корзину, чтобы обнаружить ослабевшие заклепки или шарнирные кольца. Осмотрите диафрагменную пружину — не должно быть следов ее перегрева (цветов побежалости) на лепестках пружины, они не должны быть погнуты и повреждены износом. Если есть подозрение, что пружина потеряла упругость, или найдены другие дефекты, корзину в сборе следует заменить. Учитывая большой объем работ, разумно заменить оба диска (нажимной и фрикционный), вне зависимости от их состояния.
12. Проверьте также выжимной подшипник, как описано в параграфе 7.
Установка
13. При установке убедитесь в том, что контактирующие поверхности маховика и дисков чистые, ровные, сухие и не замаслены. Для удаления грязи с новых компонентов используйте растворитель. Рекомендуется установку производить чистыми руками.
14. Установите центрирующую оправку. Можно использовать оправку Volvo № 9995663, можно любую другую подходящую (хоть выточенную из черенка для лопаты — лишь бы подошла).
15. Установите фрикционный диск так, чтобы выступающая часть его ступицы смотрела к маховику — вспомните, как он был установлен при снятии. На диск также должна быть нанесена маркировка производителя о том, какой стороной его устанавливать (см. рис.).
Рис. 6.15, а. На диск должна быть нанесена маркировка производителя о том, какой стороной его устанавливать
Рис. 6.15, 6. Установите фрикционный диск так, чтобы выступающая часть его ступицы смотрела к маховику
С использованием инструмента Volvo
16. Установите фиксатор Volvo Ns 999 5677, чтобы произвести сброс механизма автоматической регулировки. Штифты фиксатора должны совместиться с канавкой впереди регулировочных пружин, прижав инструмент к корпусу диска. Зацепите крючки на концах пружин инструмента в середине трех отверстий, расположенных под углом 120° по периметру крышки диска.
17. Установите компрессор (инструмент Ne 999 5662) на крышку диска и сожмите диафрагменную пружину так, чтобы саморегулирующие пружины ослабли. Проследите за тем, чтобы крючки с внутренней стороны компрессора были зацеплены правильно, не пережимая пружины регулировочного механизма. Из начального, «свободного» состояния, шпиндель компрессора нужно повернуть не более чем на 5,0 оборотов, до явно слышимого щелчка.
Без инструмента Volvo
18. С помощью резьбовой шпильки, двух гаек и набора круглых шайб сожмите лепестки диафрагменной пружины, как указано на рисунке. Сжав лепестки, отверткой переместите регулировочное кольцо против часовой стрелки (и удерживайте его в этом положении) до совмещения указателей с метками регулировочных пружин (см. рис.).
Рис. 6.18, а. С помощью резьбовой шпильки, двух гаек и набора круглых шайб сожмите лепестки диафрагменной пружины
Рис. 6.18, 6. Сжав лепестки, отверткой переместите регулировочное кольцо против часовой стрелки (и удерживайте его в этом положении)...
Рис. 6.18, в. ...до совмещения указателей с метками регулировочных пружин
19. Постепенно ослабьте гайки, чтобы разжать диафрагменную пружину. Регулирующие пружины/метки должны остаться на том же месте (см. л. 18). Снимите шпильку с шайбами.
С или без инструмента Volvo
20. Установите корзину сцепления, совмещая метки, предварительно нанесенные при снятии (если устанавливается прежняя корзина), используя направляющие втулки на маховике.
21. Вверните болты крепления корзины и в диагональной последовательности, постепенно и равномерно, затяните их предписанным моментом.
22. Постепенно освободите компрессор и снимите фиксатор (если использовали инструменты Volvo).
23. Выньте центрирующую оправку и визуально убедитесь в соосности дисков.
24. Установка КПП и/или силового агрегата описана в соответствующей главе настоящего Руководства.