Работа АКПП контролируется командами из электронного модуля управления трансмиссией (ТСМ), который получает сигналы от различных датчиков, в том числе от датчиков двигателя. В соответствии с полученной информацией ТСМ устанавливает оптимальный режим работы АКПП, момент переключения передач и блокировки гидротрансформатора, в зависимости от выбранного режима движения.
Вращение от двигателя через планшайбу передается гидротрансформатору. Гидротрансформатор — тип жидкостного сцепления, который, при некоторых условиях, имеет способность увеличения крутящего момента. По сигналу ТСМ гидротрансформатор механически блокируется с двигателем, если включена одна из трех высших передач. Этим достигается снижение потерь на пробуксовку, улучшается топливная экономичность.
Благодаря применению функционального устройства безопасности Shiftlock двигатель можно завести только в положении рычага селектора «Park». Эта же система позволяет вынуть ключ из замка зажигания также только в этом положении рычага селектора. Для перезапуска двигателя рычаг селектора можно переместить из положения Park, только повернув ключ зажигания в положение II.
Большинство моделей имеют зимний («Winter») функциональный режим, переключатель которого расположен рядом с рычагом селектора. В этом режиме движение автомобиля начинается с более высокой передачи, что позволяет избежать пробуксовки ведущих колес на скользкой дороге. Этот режим может быть использован также в положениях рычага селектора D, 3 и L, когда дорожные условия диктуют необходимость более точного выбора передачи.
Режим «кикдаун» («Kick-down») позволяет перейти на пониженную передачу при полном открытии дросселя. Это бывает очень полезно, например, при обгоне, когда требуется максимальное ускорение. Режим «кикдаун» также находится под контролем ТСМ.
На некоторых моделях имеется также возможность блокировки переключения передач, механизм которой встроен в механизм рычага селектора. Это устройство безопасности предотвращает перемещение рычага селектора, если двигатель был остановлен или выключено зажигание в положении рычага селектора «Park».
В дополнение к описанным, ТСМ имеет встроенную систему диагностики. Если в АКПП происходит неисправность, на панели приборов мигает предупреждающая лампочка неисправности АКПП, ТСМ переходит на работу по обходной программе «Ползком-к-дому», которая позволяет использовать две передние передачи и заднюю, но переключение будет производиться при этом вручную. При этом в памяти ТСМ сохраняется код(ы) неисправности, которые могут быть считаны с помощью сканера, подключаемого к диагностическому разъему (см. параграф 8). ТСМ также запоминает время работы АКПП при температурах гидравлической жидкости свыше 150°С — такая температура обычно достигается в режиме такси или при буксировке автомобиля. Как только допустимое время такой эксплуатации автомобиля истечет, в памяти ТСМ будет сохранен код неисправности, на панели приборов будет светиться предупреждающая лампочка, указывающая на необходимость замены трансмиссионной гидравлической жидкости. Однако после замены жидкости лампочка сама не погаснет — для этого требуется специализированное оборудование Volvo.
АКПП — сложное устройство, но при правильной эксплуатации это весьма надежный и долговечный узел. Ремонт и обслуживание ее — вне компетенции даже многих дилеров, что уж тут рассуждать об автолюбителе. Если в АКПП возникнут проблемы, которые будет невозможно разрешить с помощью настоящего Руководства, обратитесь за советами в специализированную мастерскую.