Каждые 8000 км или раз в полгода
Предупреждение: Оставьте замену шлангов системы кондиционирования воздуха специалистам из мастерской или дилерского автосервиса; для этого требуется специализированное оборудование. Никогда не отсоединяйте шланги самостоятельно, чтобы не разрядить кондиционер.
Общая часть
1. Высокая температура под капотом способствует старению резиновых и пластиковых шлангов. Исходя из этого, проверять шланги на отсутствие повреждений следует регулярно. Проверьте резиновые шланги на отсутствие трещин и расслоений резины. Трещины образуются обычно в местах изгибов шлангов и под хомутами.
2. Визуально проверьте отсутствие протечек прокладок и уплотнений стыковочных поверхностей компонентов двигателя, его сальников. Особое внимание уделите клапанной крышке, головке цилиндров, масляному фильтру и поддону. Обратите внимание на то, что со временем замасливание этих мест неотвратимо, однако не стоит путать «потение» и протечки. Если обнаружена протечка, необходимо заменить уплотнение, прокладку или сальник, как это описано в соответствующем разделе настоящего Руководства.
Рис. 5.2. Проверьте надежность затяжки хомутов и отсутствие утечек
3. Тщательно обследуйте шланги радиатора на всей их длине. Негодные шланги замените. Трещины шлангов видны лучше, если шланг сжать. Особое внимание уделите хомутам крепления шлангов к патрубкам системы. Шланги иногда перетираются о края хомутов, что ведет к утечкам. Червячные хомуты — надежнее прочих. Если в компонентах системы обнаружены неисправности, устраните их, как описано в главе 3.
4. На поднятом автомобиле убедитесь в отсутствии протечек трещин и иных повреждений топливного бака. Особенно критично соединение заправочной горловины с баком. Часто соединения текут из-за потери или ослабления хомутов и повреждений шлангов.
5. Тщательно обследуйте состояние шлангов и трубок топливных магистралей от бака к двигателю на всем их протяжении. Особое внимание обратите на вентиляционные шланги и трубки, которые иногда обматываются вокруг заливной горловины, забиваются и перегибаются. Негодные участки замените. Пользуясь случаем, заодно проверьте и состояние тормозных трубок и шлангов. Открыв капот, проверьте надежность соединений топливных, вакуумных и тормозных шлангов и трубок, уложенных вокруг двигателя, отсутствие их повреждений. Проверьте состояние трубок и шлангов усилителя рулевого управления, трубок и шлангов системы охлаждения автоматической коробки передач (если таковая установлена).
Вакуумные шланги
6. Вакуумные шланги, особенно шланги системы контроля за составом выхлопных газов, обычно имеют цветовую маркировку в виде полосок. Для разных систем требуются шланги с различной толщиной стенок, их прочности на сжатие и термостойкости. Заменяя шланги, подбирайте для установки идентичные заменяемым.
7. Если снимаете несколько шлангов, навесьте на них и на штуцеры идентификационные бирки, чтобы не перепутать при установке.
8. Проверяя вакуумные шланги, проверяйте и их соединительные тройники, которые могут иметь трещины. Шланг должен плотно сидеть на штуцере, охватывая кольцевое уплотнение.
9. Для обнаружения возможного подсоса воздуха удобно воспользоваться отрезком шланга (с внутренним диаметром 6 мм). Поднеся один конец такого отрезка к уху, водите другим вокруг места, где возможен подсос воздуха. При этом если подсос имеет место, будет слышен шипящий свист.
Внимание: Водя таким стетоскопом по работающему двигателю, следите, чтобы ни он, ни ваша одежда, ни тем более руки не попали под вращающиеся детали — крыльчатку вентилятора, приводной ремень и т.п.
Топливные шланги
Внимание: Бензин — горючая жидкость, его пары взрывоопасны. Работая с топливной системой, соблюдайте особую предосторожность. Не курите, не пользуйтесь открытым огнем вблизи рабочего места, не размещайте мощных ламп накаливания. Не работайте в гараже, который обогревается отопителями, использующими факельное зажигание. Если бензин попадет вам на кожу, незамедлительно смойте его большим количеством воды с мылом. Работая с топливной системой, надевайте защитные очки и держите под рукой годный к употреблению огнетушитель. Перед началом работы снимите давление в топливной системе (см. главу 4).
В местах протечек системы охлаждения скапливается белый или ржавого цвета кристаллический налет.
10. Проверьте отсутствие потертостей и пережатий топливопроводов, особенно в местах изгибов, перед вводами в фитинги, в месте подключения к топливному фильтру.
11. Для замены поврежденных участков используйте только специальные пластиковые трубки с надписью Fluoroelastomer вдоль трубки. Ни при каких обстоятельствах не используйте для этого вакуумные шланги, прозрачные пластиковые шланги или шланги системы охлаждения.
12. Для соединения топливопроводов используются пружинные хомуты, которые со временем или при снятии теряют свою упругость. Заменяйте их червячными хомутами.
13. Обнаружить топливную течь проще, если в системе создано давление, например при работающем двигателе или некоторое время после его остановки.
Металлические трубки
14. В качестве бензопроводов, соединяющих топливный бак с блоком впрыска топлива, часто используются металлические трубки. Проверьте их целостность и отсутствие физических повреждений — различных сплющиваний, изломов и т.п.
15. Если заменяется участок топливопровода, следует использовать бесшовную металлическую трубку. Медные и алюминиевые трубки не выдерживают обычных автомобильных вибраций.
16. Проверьте гидравлические трубки тормозной системы, соединяющие главный тормозной цилиндр с гидравлическим блоком ABS (если предусмотрена), клапаном-регулятором давления, надежность их фитингов. Протечки тормозной жидкости требуют такого же незамедлительного устранения, как и протечки топлива.
Рис. 5.16. Проверьте состояние металлических тормозных трубок