Каждые 8000 км или раз в полгода
Проверка рулевого управления и передней подвески
1. Затяните стояночный тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор).
2. Визуально проверьте отсутствие повреждений пыльников шаровых рулевых наконечников и рулевых тяг реечного механизма (см. рис.). Разрыв пыльника вызывает потерю смазки узла и проникновения в оный грязи, что приводит к быстрому износу.
Рис. 6.2. Проверьте состояние чехлов тяг рулевой рейхи
3. Проверьте отсутствие сплющенных участков, перегибов и иных повреждений гидравлических трубок и шлангов гидроусилителя рулевого управления. Течей не должно быть. Проверьте также под давлением (вывернув при работающем двигателе рулевое колесо до упора сначала в одну, потом в другую сторону) отсутствие течей гидравлической жидкости из-под чехлов рулевого механизма, что говорит об износе уплотнений (манжет) внутри рулевого механизма.
4. Убедитесь в отсутствии течей вокруг корпуса стойки передней подвески, из-под резинового чехла (если установлен). Текущий амортизатор подлежит замене.
5. Ухватите руками переднее колесо в положении «6 и 12 часов» и пошатайте его (см. рис.). Имеет право быть только едва заметный люфт, если люфт значителен, необходимо найти его источник. Попросите помощника нажать на педаль тормоза и продолжайте раскачивать колесо. Если люфт исчез или значительно уменьшился, вероятная неисправность кроется в изношенных ступичных подшипниках. Если люфт значителен и теперь, вероятен износ опор и сочленений подвески.
Ряс. 6.5. Проверьте взнос ступичного подшипника, раскачивая колесо в вертикальной плоскости.
6. Теперь ухватите колесо руками в положении «9 и 15 часов», покачайте колесо, как прежде. Теперь люфты можно квалифицировать как люфты в рулевом управлении или в ступичном подшипнике. Износ наружного рулевого наконечника при покачивании очевиден. Износ внутреннего шарнира рулевой тяги можно почувствовать, если прощупать шарнир рукой через чехол реечного механизма. Колесо при этом, естественно, нужно покачивать.
7. Проверьте состояние втулок и опор подвески, расклинивая и покачивая их монтажной лопаткой или мощной шлицевой отверткой. Небольшое перемещение имеет право быть, поскольку втулки и опоры изготовлены из резины, но значительный люфт говорит об отрыве резины от металла — его можно увидеть. Проверьте состояние всех видимых втулок, они не должны иметь трещин, расслоений и истертостей.
8. Опустите автомобиль. Попросите помощника покачать колесо влево-вправо примерно на одну восьмую оборота в обе стороны. Люфт может быть едва заметным. Если это не так, тщательно обследуйте все опоры и шарниры, описанные выше. Проверьте также и шарниры рулевой колонки на отсутствие износа, состояние собственно рулевого механизма.
9. Оценить эффективность работы амортизаторов можно, покачав автомобиль с каждого угла. Вообще говоря, после того, как кузов будет отпущен, он должен вернуться в исходное состояние без дополнительных колебаний. Проверьте также отсутствие расслоений резиновых опор стойки.
Проверка задней подвески
10. Поставьте клинья под передние колеса, поднимите заднюю часть автомобиля домкратом и установите страховочные опоры (см. Поднятие автомобиля домкратом и установка страховочных опор).
11. Действуя, как описано выше для передней подвески, проверьте состояние подшипников задних ступиц, втулок подвески и опор задних амортизаторов (пункт 5).
12. Проверьте состояние втулок и опор подвески, расклинивая и покачивая их монтажной лопаткой или мощной шлицевой отверткой. Небольшое перемещение имеет право быть, поскольку втулки и опоры изготовлены из резины, но значительный люфт говорит об отрыве резины от металла — его можно увидеть. Проверьте состояние всех видимых втулок, они не должны иметь трещин, расслоений и истертостей. Как описано выше, проверьте состояние амортизаторов.