Система ESP базируется на чувствительных элементах (датчиках) и исполнительных механизмах обычной антиблокировочной системы тормозов (ABS), а также на элементах системы управления двигателем.
Основные функции общей системы курсовой устойчивости следующие.
- Функция стабилизации автомобиля на траектории движения (ESP) является наиболее приоритетной по воздействию на автомобиль по сравнению с другими функциями общей системы. Система ESP обеспечивает стабилизацию автомобиля на траектории движения при прохождении поворотов и стабилизацию прямолинейного движения автомобиля при наличии отклонений от курса.
- функция обычной автоблокировочной системы ABS (Antitock Brake System), которая предназначена для предотвращения блокировки колес в процессе торможения автомобиля. В этом случае при торможении датчики частоты вращения всех колес измеряют и сопоставляют интенсивность замедления вращения колес. Система ослабляет тормозное усилие в той ветви гидравлической системы тормозов, которой соответствует колесо с наиболее интенсивным замедлением.
- Функция антибуксовочной системы ASR (Acceleration Slip Regulation) управляет ведущими колесами. При наличии ускоренного вращения одного т ведущих колес при ускорении система производит торможение этого колеса, подавая точно рассчитанное давление в тормозной цилиндр,
- Функция регулирования тягового усилия ETS (Electronic Traction System).
- Функция регулирования принудительного холостого хода (торможения двигателем) на скользкой дороге MSR (Engine Braking Regulation). Регулирование производится средствами системы управления двигателем (CDI) путем уменьшения тормозного момента, передающегося от двигателя к ведущим колесам. Эта подсистема предотвращает возникновение скольжения ведущих колес при отпускании педали акселератора.
- Функция электронного распределения тормозного усилия EBV (Electronic brake force distribution). Выполняя эту функцию, система распределяет тормозное усилие между передними и задними колесами. Действие системы аналогично действию ABS. При этом в режиме EBV система реагирует на изменение частоты вращения колес раньше, чем в режиме ABS. Необходимость в наличии такой функции продиктована различной интенсивностью замедления передних и задних колес при недостаточной загрузке автомобиля.
- Функция увеличения тормозного усилия при экстренном торможении BAS (Brake Assist system). При интенсивном (резком) нажатии на педаль тормоза, которое система оценивает как желание водителя затормозить как можно скорее, BAS увеличивает давление в тормозных цилиндрах (при одновременном контроле процесса торможения системой ABS).
Принцип действия системы ESP
Пример А
Недостаточная поворачиваемость автомобиля в левом повороте.
При этом передние колеса выносит за пределы требуемой траектории в наружную сторону поворота.
Коррекция траектории производится точно рассчитанным торможением заднего левого колеса.
Пример В
Избыточная поворачиваемость автомобиля в левом повороте.
Увод задних колес в наружную сторону поворота.
Коррекция траектории производится точно рассчитанным торможением переднего правого колеса.
Схема коррекции траектории автомобиля при прохождении поворота:
a. Желательное направление движения
b. Колесо, к которому прикладывается корректирующее тормозное усилие
c. Вращающий момент, приложенный к автомобилю в результате действия корректирующего торможения
d. Увод передних колес под действием центробежной силы
e. Занос задних колес под действием центробежной силы
Взаимодействие систем
Функция ESP является наиболее приоритетной функцией среди перечисленных вследствие того, что ее действие является наиболее универсальным. Это выражается в том, что для стабилизации автомобиля на траектории движения система в режиме ESP использует датчики и исполнительные механизмы всех перечисленных систем (ABS, ASR, MSR и EBV).