Примечание: не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.
1. Установите зубчатый шкив распределительного вала (если был снят).
а) Совместите установочный штифт на носке распределительного вала с канавкой зубчатого шкива и насадите шкив на распределительный вал.
б) Временно установите болт крепления шкива.
в) Удерживая распределительный вал за его шестигранную часть разводным ключом, затяните болт крепления шкива распределительного вала.
- Момент затяжки — 59 Нм
2. Установите зубчатый шкив коленчатого вала (если был снят).
а) Совместите шпонку на коленчатом валу со шпоночной канавкой зубчатого шкива.
б) Насадите шкив на носок коленчатого вала до упора отбортовкой вовнутрь.
3. Временно установите ролик-натяжитель с пружиной.
а) Закрепите ролик болтом, не затягивая его.
б) Установите пружину.
в) Оттяните ролик влево до упора и затяните болт:
4. Установите ремень привода ГРМ.
Двигатель 5A-FE
а) Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМI в конце такта сжатия.
Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.
Используя болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала, поверните коленчатый вал ‘и совместите синхронизирующие метки на зубчатом шкиве и на корпусе масляного насоса.
б) Установите зубчатый ремень ГРМ.
Предупреждение: двигатель должен быть холодным.
Примечание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов.
в) Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).
Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.
Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.
Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками на корпусе масляного насоса (для > шкива коленчатого вала) и на крышке подшипника распределительного вала, как показано на рисунке.
Затяните болт крепления ролика-натяжителя.
- Момент затяжки — 38 Нм
г) Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу, как показано на рисунке.
д) Установите защитную крышку №1.
- Момент затяжки болтов — 8 Нм
Двигатель 4A-FE
а) Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия.
Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала.
Временно установите ремень привода ГРМ.
Установите направляющую ремня привода ГРМ лицевой стороной наружу.
Установите крышку ремня привода ГРМ №1.
- Момент затяжки — 8 Нм
Установите шкив коленчатого вала.
Поверните шкив коленчатого вала, и совместите его риску с установочной меткой "О" на крышке №1 ремня привода ГРМ.
б) Установите зубчатый ремень ГРМ.
Предупреждение: двигатель должен быть холодным.
Примечание: в случае повторного использования ремня совместите нанесенные ранее метки на шкивах и ремне и учитывайте направление вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов, в)
Проверьте правильность установки ремня (фазы газораспределения).
Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.
Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива.
Убедитесь, что синхронизирующие метки на каждом шкиве совпадают с соответствующими метками, как показано на рисунке.
Затяните болт крепления ролика-натяжителя.
- Момент затяжки — 38 Нм
5. Установите правую опору двигателя, завернув 3 болта и 3 гайки крепления.
Момент затяжки:
- гайка — 53 Нм
- болт — 74 Нм
6. Опустите двигатель подъемником.
7. Установите шкив коленчатого вала.
а) Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.
б) Используя подходящее приспособление заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала.
- Момент затяжки — 120 Нм
8. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости.
9. Установите кронштейн компрессора кондиционера, завернув 4 болта крепления.
- Момент затяжки — 48 Нм
10. Установите компрессор кондиционера, завернув 4 болта крепления.
- Момент затяжки — 25 Нм
11. (4A-FE, 7A-FE) Установите провод датчика давления в камере сгорания,
12. Установите крышку ремня привода ГРМ №3.
- Момент затяжки — 8 Нм
13. Установите крышку головки блока цилиндров.
а) Удалите старый герметик.
б) Нанесите слой свежего герметика в местах, показанных на рисунке.
в) Установите прокладку под крышку головки блока цилиндров.
г) Установите крышку головки блока, закрепив ее 4-мя гайками, установленными на уплотняющие шайбы.
- Момент затяжки гаек — 6 Нм
14. Подсоедините шланги системы вентиляции картера.
15. Подсоедините высоковольтные провода.
16. Подсоедините жгут проводки и установите защиту жгута проводов.
17. Установите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
18. Установите ремень привода компрессора кондиционера.
19. Установите бачок омывателя.
20. Установите ремень привода генератора.
21. Затяните болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
- Момент затяжки — 10 Нм
22. Установите правую часть защиты двигателя.
23. Подсоедините отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.