Проверка осевого люфта
1. Осевой люфт проверяется до снятия коленвала с двигателя и может свободно вращаться в коренных подшипниках.
2. Осевой люфт проверяется с помощью стрелочного индикатора. Сместите коленвал до отказа в сторону и установите шкалу индикатора на ноль. Сместите коленвал в противоположную сторону и считайте показание индикатора. Результат сравните с нормативным. Если люфт превышает норму, то понадобится замена упорных полуколец.
3. При отсутствии индикатора осевой люфт можно проверить щупом. Сместите коленвал до отказа в сторону маховика, затем измерьте люфт, вставляя щупы в зазор между щекой коленвала около 4-й шатунной шейки и упорным полукольцом рядом с 3-м коренным подшипником.
Проверка состояния
1. Промойте коленвал растворителем и просушите. Тщательно прочистите смазочные каналы внутри коленвала.
2. Проверьте наличие на шатунных шейках следов неравномерного износа, трещин, задиров и питтинга (ямок).
3. Износ шатунной шейки сопровождается отчетливым металлическим стуком на работающем двигателе (особенно хорошо прослушивается при нажатии на педаль дроссельной заслонки при движении с малой скоростью) и заметным падением давления масла.
4. Износ коренных подшипников сопровождается сильной вибрацией двигателя и глухим грохочущим звуком, который нарастает с увеличением оборотов двигателя, а также заметным падением давления масла.
5. Проверьте шероховатость шеек коленвала, проведя по ним пальцем. Любая шероховатость (которая проявляется одновременно с явными признаками износа коренных и шатунных подшипников) указывает на необходимость перешлифовки шеек коленвала или его замены.
6. Проверьте биение коленвала в центральной части, установив коленвал в призматические опоры. Если биение превышает норму, то коленвал необходимо заменить.
7. Если шейки коленвала перешлифовывались, то удалите заусенцы вокруг смазочных отверстий.
8. Измерьте диаметр коренных и шатунных шеек и сравните результаты с нормативными. Определите овальность шеек, для чего измерьте диаметр в нескольких точках по окружности шейки. Проверьте конусность, измерив диаметр около противоположных щек шеек. Сравните полученные результаты с нормативными.
9. Проверьте состояние уплотняемых шеек коленвала. Если на этих шейках имеется глубокая канавка, образовавшаяся в месте рабочих кромок сальника, то проконсультируйтесь у специалиста, так как потребуется или ремонт или замена коленвала.
10. Предусмотрены два ремонтных размера для коренных подшипников (с уменьшением диаметра на 0,25 и на 0,5 мм) и три ремонтных размера для шатунных подшипников (0,08, 0,12 и 0,25 мм). Если в продаже имеются ремонтные вкладыши, а износ шеек коленвала превышает нормативный настолько, что дальнейший ремонт невозможен, то целесообразно приобрести отремонтированный коленвал и установить ремонтные подшипники. О том какие действия предпринять далее проконсультируйтесь в службе автосервиса или у специалиста.