Примечание. Головка цилиндров закреплена болтами Ribe, которые внешне похожи на болты Тогх, но для их выворачивания требуются различные инструменты.
Снятие
Уменьшите давление в топливной системе.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Снимите ремни привода навесного оборудования.
Выверните свечи зажигания.
Для улучшения доступа выверните два болта, крепящие воздухозаборный патрубок к передней части моторного отсека, и снимите его, отсоединяя от воздуховода.
Ослабьте хомуты и снимите воздуховод, соединяющий воздушный фильтр и впускной коллектор, а также отсоедините шланг вентиляции картера.
Снимите корпуса распределительных валов.
Выверните болты крепления насоса усилителя рулевого управления, снимите его с кронштейна и переместите в сторону так, чтобы он не мешал снятию головки цилиндров. Отверните гайки, крепящие кронштейн насоса усилителя рулевого управления к выпускному коллектору, и снимите его (рис. 4.84, 4.85).
Рис. 4.84. Расположение гаек крепления кронштейна насоса усилителя руля к выпускному коллектору | Рис. 4.85. Снятие кронштейна насоса усилителя рулевого управления с выпускного коллектора |
Выверните три болта и снимите термозащитный экран с выпускного коллектора.
Для исключения повреждения провода датчика концентрации кислорода снимите крышку блока реле и предохранителей и отсоедините разъем датчика (рис. 4.86, 4.87).
Рис. 4.86. Снятие крышки блока реле и предохранителей | Рис. 4.87. Отсоединение разъема датчика концентрации кислорода |
Отверните гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров и болт крепления кронштейна поддержки выпускного коллектора (рис. 4.88, 4.89).
Рис. 4.88. Отворачивание гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров | Рис. 4.89. Расположение болта крепления кронштейна поддержки выпускного коллектора |
Снимите с головки цилиндров выпускной коллектор и прокладку, отведите его в сторону и мягкой проволокой закрепите так, чтобы он не мешал снятию головки цилиндров (рис. 4.90).
Рис. 4.90. Снятие выпускного коллектора с головки цилиндров
При отворачивании гаек крепления выпускного коллектора могут вывернуться шпильки, в этом случае, используя две гайки, вверните шпильки в головку цилиндров.
Отметьте расположение и отсоедините шланги системы охлаждения от термостата (рис. 4.91).
Рис. 4.91. Отсоединение шланга системы охлаждения от термостата
Убедитесь, что от головки цилиндров отсоединены все разъемы, провода и шланги, препятствующие ее снятию.
В последовательности, обратной затягиванию (рис. 4.100), ослабьте болты Ribe крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов (рис. 4.92). Снимите болты вместе с шайбами (рис. 4.93).
Рис. 4.92. Выворачивание болтов крепления головки цилиндров | Рис. 4.93. Извлечение болта крепления головки цилиндров |
Снимите головку цилиндров вместе с впускным коллектором. Если головка сидит очень плотно на блоке цилиндров, вставьте во впускные каналы головки деревянные бруски и используя их как рычаги, раскачайте головку цилиндров. Не пытайтесь сдвинуть в сторону головку цилиндров, так как она установлена на центрирующие втулки (рис. 4.94, 4.95).
Рис. 4.94. Снятие головки цилиндров | Рис. 4.95. Расположение центрирующей втулки головки цилиндров |
Снимите и выбросьте прокладку головки цилиндров.
Подготовка к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый деревянный или пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней.
Для исключения попадания сажи в зазор между поршнями и стенками цилиндров, нанесите на зазор слой густой консистентной смазки и удалите ее после очистки поршней. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
Металлической линейкой и щупом проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбы. Вымойте болты в соответствующем растворителе и вытрите их насухо. Проверьте болты на наличие видимого износа или повреждений и, при необходимости, замените их.
Установка
Протрите привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Установите центрирующие втулки в блок цилиндров.
Рис. 4.96. Установка центрирующей втулки в блок цилиндров
Извлеките новую прокладку головки цилиндров из герметичного пакета непосредственно перед ее установкой. Без использования герметика установите прокладку на блок цилиндров так, чтобы надпись «ALTO» была направлена вверх (рис. 4.98).
Рис. 4.97. Установка прокладки голов ки цилиндров | Рис. 4.98. Расположение надписи «ALTO» на прокладке головки цилиндров |
Установите головку цилиндров на центрирующие втулки блока цилиндров (рис. 4.99).
Рис. 4.99. Установка головки цилиндров на центрирующие втулки блока цилиндров
Убедитесь, что болты крепления головки цилиндров очищены от грязи и не имеют дефектов. Особенно, если известно, что болты были удалены предварительно, желательно заменить все десять болтов в комплекте, что исключит риск срезания болтов при их затягивании.
Смажьте резьбу болтов тонким слоем моторного масла, аккуратно вставьте каждый болт в отверстия головки цилиндров и динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 4.100, затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 20 Нм, соответствующим стадии 1.
Рис. 4.100. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
В той же последовательности затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 40 Нм, соответствующим стадии 2.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 3.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 4.
Установите выпускной коллектор с новой прокладкой и закрепите гайками, затянув их требуемым моментом.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.