Очистка
1. Снимите с блока цилиндров все навесные агрегаты и датчики Для очистки необходимо также достать заглушки (рис. 2Е.24). Для этого просверлите в заглушках по небольшому отверстию, в которые ввинтите по самонарезающему винту. Заглушки извлекаются пассатижами за головки винтов или с помощью ударного съемника.
Рис. 2Е.24. Расположение заглушек (стрелки) на блоке цилиндров
2. На блоках цилиндров изготовленных из алюминиевого сплава с влажными вкладышами, снимите вкладыши - см. пункт 18.
3. Выверните болт и снимите с блока цилиндров распылитель моторного масла для охлаждения поршней.
4. Удалите все остатки материала прокладок с блока цилиндров и с опоры коренных подшипников (в тех двигателях, в которых используется опора), соблюдая осторожность, чтобы не повредить привалочные плоскости.
5. Снимите все заглушки масляных каналов. Эти заглушки имеют очень плотную посадку, поэтому может потребоваться их высверливание. При установке используйте новые заглушки.
6. В случае сильного загрязнения поверхности блока цилиндров очистите ее паром.
7. После паровой обработки блока еще раз повторите очистку смазочных отверстий и каналов. Промывайте все внутренние каналы блока цилиндров теплой водой до тех пор, пока не начнет вытекать чистая вода. Тщательно просушите блок и смажьте все разъемные и шлифованные поверхности маслом, чтобы предотвратить появление ржавчины. На блоках цилиндров, изготовленных из чугуна, также смажьте цилиндры двигателя. Процесс сушки можно ускорить продувкой внутренних каналов сжатым воздухом.
8. Если поверхность блока цилиндров загрязнена умеренно, можно ограничиться мойкой блока цилиндров жесткой щеткой и горячей водой (с температурой исключающей ожоги) с мылом или моющим средством. Не жалейте времени и тщательно промойте блок цилиндров. Независимо от способа очистки очень тщательно промойте все внутренние смазочные каналы и хорошо просушите их. Стенки цилиндров смажьте маслом, чтобы предотвратить появление ржавчины.
9. Резьбовые отверстия в блоке следует очистить, чтобы обеспечить точные показания момента затягивания при сборке. Прочистите резьбу метчиком, так как это позволит очистить резьбовые отверстия от грязи, следов коррозии и остатков герметика, а также восстановить резьбу (рис. 2Е.25). При возможности для удаления остатков материала от прохождения метчиком продуйте отверстия струей сжатого воздуха. При очистке таким способом надевайте защитные очки.
Рис. 2Е.25. Использование метчика для очистки резьбового отверстия
10. Установите в блок цилиндров новые заглушки, предварительно смазав их подходящим герметиком.
11. На двигателях с распылителями моторного масла очистите резьбу для болта крепления распылителя, на резьбу болта нанесите блокирующий состав и затяните его требуемым моментом.
12. Если сборка двигателя откладывается, то накройте блок цилиндров полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить попадание грязи и образование ржавчины. Смажьте все разъемные уплотняемые поверхности, что предохранит их от коррозии.
Проверка
Чугунный блок цилиндров
13. Визуально проверьте наличие на блоке цилиндров трещин и следов коррозии. Проверьте состояние резьбы в отверстиях, отметьте места с сорванной резьбой. Если имелись подозрения на утечку охлаждающей жидкости внутри блока цилиндров, то блок необходимо испытать на герметичность, для чего целесообразно обратиться к специалисту. При обнаружении дефектов отремонтируйте блок (если это возможно), или замените.
14. Проверьте наличие сколов и задиров на внутренних поверхностях цилиндров. Проверьте наличие буртика в верхней части цилиндра, буртик указывает на усиленный износ цилиндра.
15. При наличии измерительного инструмента измерьте диаметр гильзы каждого цилиндра в верхней части (под ступенькой износа), в центре и у основания параллельно оси коленчатого вала.
16. Затем проведите такие же измерения перпендикулярно оси коленчатого вала и сравните их с техническими данными.
17. Если предлагаются поршни увеличенного размера, цилиндры можно расточить до ближайшего увеличенного размера и использовать поршни увеличенного размера.
Алюминиевый блок цилиндров с влажными вкладышами
18. Снимите крепление гильзы цилиндра, затем твердой деревянной выколоткой выбейте гильзы с внутренней части блока цилиндров. Извлеките с верхней части блока цилиндров гильзы и промаркируйте их. Снимите с каждой гильзы уплотнительное кольцо круглого сечения (рис. 2Е.26, 2Е.27).
Рис. 2Е.26. Снятие гильзы цилиндра из алюминиевого блока цилиндров | Рис. 2Е.27. Снятие уплотнительного кольца с гильзы |
19. Проверьте каждую гильзу на наличие износа и повреждений.
20. При наличии измерительного инструмента измерьте диаметр гильзы в верхней части (под ступенькой износа), в центре и у основания параллельно оси коленчатого вала.
21. Затем проведите такие же измерения перпендикулярно оси коленчатого вала и сравните их с техническими данными.
22. Повторите процедуру измерения на остальных гильзах.
23. Если износ гильзы превышает допустимые значения или имеются другие повреждения, необходимо заменить гильзы.
24. Новые гильзы поставляются в комплекте с поршнями и поршневыми кольцами.
25. Поршни и гильзы разделены на три группы размеров. Группа размеров каждого поршня обозначена символом (А, В или С), нанесенным в верхней части поршня, а группа размеров каждой гильзы обозначена от 1 до 3 надрезами на верхнем торце гильзы: один надрез для группы А, два надреза для группы В, три надреза для группы С. Проверьте, чтобы каждый поршень и соответствующая гильза были одной и той же группы размеров. Не допускается использовать поршень одной группы размеров, а гильзу другой группы размеров.
26. До установки гильз полностью очистите привалочные поверхности гильзы в блоке цилиндров мелкозернистой наждачной бумагой сошлифуйте все задиры и острые кромки, которые могут повредить уплотнительное кольцо круглело сечения. Очистите гильзы и вытрите их насухо. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения на гильзу. Для того, чтобы облегчить установку уплотнительного кольца, смажьте его и наружную поверхность гильзы моторным маслом.
27. Если устанавливаются ранее снятые с двигателя гильзы, установите их на свои места в соответствии с ранее сделанной маркировкой. Вставьте каждую гильзу в блок цилиндров и вдавите ее рукой до упора. Используя молоток и деревянный брусок, полностью установите гильзу на место.
28. После установки всех гильз линейкой и щупом проверьте, чтобы выступание каждой гильзы над блоком цилиндров соответствовало техническим требованиям. Максимальная разность выступания между двумя любыми вкладышами не должна превышать допустимых значений.
29. При установке новых гильз допускается замена их местами, чтобы провести в соответствие выступание их из блока цилиндров двигателя. Не забудьте держать каждый поршень с его соответствующей гильзой.