Проверка люфта коленчатого вала
1. Проверка осевого люфта коленчатого вала проводится тогда, когда он все еще установлен в блоке цилиндров двигателя и может свободно перемещаться.
2. Проверка осевого люфта проводится индикатором часового типа, кронштейн которого устанавливается на блоке цилиндров двигателя, а измерительный наконечник опирается в торец коленчатого вала. Перемещая коленчатый вал от упора до упора вдоль оси, измерьте величину осевого люфта. Если люфт превышает норму, то потребуется замена упорных полуколец (рис. 2Е.29).
Рис. 2Е.29. Проверка осевого люфта коленчатого вала с использованием индикатора часового типа
3. При отсутствии индикатора часового типа осевой люфт коленчатого вала можно измерить лезвием щупа, переместив коленчатый вал в одну сторону до упора и вставляя щуп в зазор между щекой коленчатого вала около 2-й шатунной шейки и упорным полукольцом (рис. 2Е.30).
Рис. 2Е.30. Проверка осевого люфта коленчатого вала с использованием щупа
Проверка
4. Промойте коленчатый вал керосином или растворителем и просушите струей сжатого воздуха. Ершиком тщательно прочистите смазочные каналы внутри коленчатого вала.
5. Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на наличие износа, коррозии и трещин.
6. Износ шатунной шейки характеризуется металлическими стуками при работе двигателя, особенно под нагрузкой с низкой частотой вращения коленчатого вала, и уменьшением давления масла.
7. Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и металлическим стуком, увеличивающимся при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также уменьшением давления масла.
8. Проверьте шероховатость шеек коленчатого вала, проведя по ним пальцем, не надавливая сильно. Любая шероховатость (которая проявляется одновременно с явными признаками износа коренных и шатунных подшипников) указывает на необходимость перешлифовки шеек коленчатого вала (если это возможно) или его замены.
9. Если коленчатый вал был перешлифован, проверьте наличие заусенцев вокруг отверстий для смазки. При наличии заусенцев удалите их мелким напильником или шабером и тщательно очистите отверстия и каналы от стружки.
10. Микрометром измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными (рис. 2Е.31). Измерение шеек проводите в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине шейки что позволит выявить овальность и конусность, если они присутствуют.
Рис. 2Е.31. Измерение микрометром шатунной шейки коленчатого вала
11. Проверьте состояние шеек коленчатого вала, уплотняемых сальниками. Если на этих шейках имеется глубокая канавка, образовавшаяся в месте рабочих кромок сальника, то проконсультируйтесь у специалиста, так как потребуется ремонт или замена коленчатого вала.
12. Для большинства двигателей Citroen поставляет в запчасти вкладыши коренных и шатунных подшипников ремонтных размеров. Если в продаже имеются вкладыши ремонтных размеров, а износ шеек коленчатого вала превышает нормативный настолько, что дальнейший ремонт невозможен, то целесообразно приобрести восстановленный коленчатый вал и установить вкладыши ремонтных размеров. О том, какие действия предпринять далее, проконсультируйтесь у дилера Citroen.