2. Причинами разрушения вкладышей подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка, присутствие грязи и посторонних частиц, перегрузка двигателя и коррозия (рис. 2Е.32). Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить до окончательной сборки двигателя, чтобы избежать повторных повреждений этих деталей.
Рис. 2Е.32. Типичные виды износа вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
3. При осмотре подшипников снимите их и разложите в таком же порядке, как они были установлены на двигателе. Это позволит определить соответствующую шейку коленчатого вала и облегчит поиск неисправностей При проверке не прикасайтесь пальцами к рабочей поверхности вкладышей, чтобы не нанести на них дополнительных повреждений
4. Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель по разным причинам - в процессе сборки, через фильтры или систему вентиляции картера. Загрязнения могут также попасть в масло, а из него - в подшипники. Зачастую в загрязнениях присутствуют металлические частицы от механической обработки деталей двигателя или вследствие износа при нормальной работе двигателя. Иногда в загрязнениях присутствуют остатки абразивных материалов после проведения притирочных и шлифовальных работ, особенно при недостаточной промывке и прочистке двигателя после их окончания. Независимо от причины происхождения посторонние загрязнения обычно внедряются в мягкий сплав вкладыша подшипника и легко различимы. Крупные частицы не могут внедриться в подшипник и приводят к появлению царапин и задиров на поверхностях как подшипника, так и шеек коленчатого вала. Лучшим способом предупреждения такого износа является тщательная промывка деталей и поддержание безупречной чистоты при сборке двигателя. Для предупреждения преждевременного износа также рекомендуется чаще менять масло и фильтры.
5. Недостаточная смазка двигателя («масляное голодание») может быть обусловлена целым рядом взаимосвязанных причин. К ним относятся перегрев двигателя (вызывает уменьшение вязкости масла), перегрузки (вызывают выдавливание масла с поверхности подшипников) и снижение давления из-за утечки масла (из-за повышенных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, большой частоты вращения коленчатого вала). Причиной ускоренного износа подшипников коленчатого вала также является блокирование масляных каналов обычно вследствие несовмеще-ния смазочных отверстий в подшипниках коленчатого вала с отверстиями в блоке цилиндров и в шатунах, что вызывает недостаточную смазку и выход подшипников из строя. Когда причиной разрушения является недостаточная смазка, происходит вытирание или выдавливание материала покрытия вкладыша подшипника со стальной основы. Температура возрастает до такого уровня, что от перегрева происходит выкрашивание стальной основы подшипника, которая приобретает голубоватый оттенок.
6. Долговечность подшипников коленчатого вала также существенно зависит от манеры вождения автомобиля. Подшипники испытывают повышенные нагрузки при движении с полностью открытой дроссельной заслонкой или с малой скоростью на повышенной передаче (в тяжелых для двигателя режимах). При повышенных нагрузках происходит выдавливание масляной пленки. Подшипники испытывают изгибные деформации, при которых образуются микротрещины (усталостный износ). Как правило, происходит отрыв покрытия вкладыша подшипника от стальной основы в виде мелких частиц.
7. Поездки на небольшие расстояния могут являться причиной коррозионного износа подшипников, так как из-за недостаточного прогрева не успевают удалиться из масла сконденсированная влага и газы, вызывающие коррозию. Эти компоненты накапливаются в масле, вызывая образование кислот и нерастворимых осадков. По мере поступления масла к подшипникам происходит коррозия под воздействием кислот, вызывая разрушение подшипников и выход их из строя.
8. Неправильная установка подшипников при сборке также приводит к их преждевременному износу. Если зазор в подшипниках меньше нормы, то их смазка затруднена, что приводит к износу, как и вследствие «масляного голодания». Грязь или мелкие частицы, попавшие под вкладыш подшипника, приводят к локальному поднятию вкладыша и к усиленному износу в этой части.
9. При сборке не прикасайтесь пальцами к поверхностям вкладыша, так как, в противном случае, можно поцарапать поверхность или занести на вкладыш частицы грязи.
10. Как уже отмечалось, при капитальном ремонте двигателя вкладыши коренных и шатунных подшипников подлежат обязательной замене. Пренебрежение этим правилом и экономия на ремонте приводят к крайне нежелательным последствиям.