2. Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под кольцо, равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня (рис. 2Е.28). Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их раздать очень сильно. Рабочие кромки колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнем для повторной установки их на свои места.
Рис. 2Е.28. Снятие поршневого кольца при помощи лезвия щупа
3. Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
4. Используя старое поршневое кольцо, удалите нагар из канавок под поршневые кольца в поршне. Снимайте только нагар, удалять металл нельзя. При очистке не поцарапайте стенки канавок.
5. После удаления налета очистите поршень с шатуном растворителем и вытрите их насухо. Убедитесь в чистоте отверстий для стока масла в канавках под поршневые кольца.
6. Если поршни и цилиндры не повреждены или не изношены чрезмерно и если блок цилиндров не должен растачиваться, поршни можно использовать повторно. При сборке двигателя желательно использовать новые поршневые кольца.
7. Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец.
8. Проверьте износ на юбке поршня, в отверстии в головке поршня, а также отсутствие прожога в верхней части поршня. Если юбка выработана или истерлась, возможно, двигатель перегревался и/или имело место аномальное сгорание, которое приводило к возникновению чрезмерно высоких рабочих температур. В этом случае полностью проверьте системы охлаждения и смазки двигателя. Следы оплавления на боковой поверхности поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком раннее зажигание) или вследствие детонации. При наличии любых вышеперечисленных проблем необходимо выявить и устранить причину их появления, так как, в противном случае, возможно повторное возникновение повреждений.
9. Точечная коррозия поршня показывает, что охлаждающая жидкость попадала в камеру сгорания или картер двигателя. В этом случае также необходимо выявить и устранить причину ее появления, так как, в противном случае, возможно повторное возникновение повреждений в восстановленном двигателе.
10. На двигателях с алюминиевым блоком цилиндров с влажными вкладышами невозможно отдельно заменить поршни, так как они поставляются только в комплекте с гильзами и поршневыми кольцами. На двигателях с чугунным блоком цилиндров поршни могут быть приобретены у дилера Citroen.
11. Тщательно проверьте наличие таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых пальцев и в местах установки вкладышей шатунных подшипников. Проверьте, имеется ли деформация шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить только у дилера Citroen, где имеется необходимое оборудование.
12. На двигателях XU рекомендуется при каждой разборке проводить замену шпилек и гаек крепления нижней головки шатуна. Это необходимо сделать после проверки рабочего зазора шатунного подшипника.
13. На всех двигателях поршневые пальцы запрессованы в верхнюю головку шатуна, поэтому замену шатунов необходимо проводить в специализированной мастерской.