Примечание. Блок управления системой впрыска топлива ECU «самообучающегося» типа, т.е. при работе он контролирует и запоминает параметры, которые обеспечивают оптимальную работу двигателя во всех эксплуатационных режимах. После отсоединения проводов от клемм аккумуляторной батареи эти параметры стираются и блок управления возвратится к параметрам, записанным при его изготовлении. При повторном пуске двигателя в течение короткого времени двигатель может работать неустойчиво, пока блок управления не восстановит оптимальные параметры. Этот процесс будет выполнен быстрее, если совершить контрольную поездку в течение 15 минут, при этом двигатель должен работать во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала, при этом в основном на частоте 2500-3500 мин-1.
На всех двигателях система впрыска топлива и система зажигания объединены в одну систему управления двигателем Все устанавливаемые системы изготовлены Bosch, Sagem Lucas и Magneti Marelli и очень похожи друг на друга по большинству параметров, единственные отличия в которых связаны с ECU. Каждая система включает каталитический нейтрализатор, работающий по замкнутому контуру, и систему улавливания паров топлива и соответствует самым последним стандартам управления эмиссией отработавших газов.
Информация, касающаяся системы зажигания, приведена в разделе 5В. Топливная часть систем управления двигателем работает следующим образом.
Топливный насос подает топливо из топливного бака через заменяемый топливный фильтр к топливной магистрали. Насос установлен в топливном баке и за счет постоянного нахождения в топливе осуществляется его охлаждение. Топливная магистраль установлена над топливными форсунками и действует как топливный резервуар.
Давление в топливной магистрали поддерживается регулятором давления, который установлен в торце топливной магистрали, или на более поздних системах Bosch, перед топливным баком. Регулятор позволяет избытку топлива возвратиться в топливный бак при превышении давления в системе. Регулятор также содержит диафрагму, которая соединена вакуумным шлангом с разрежением во впускном коллекторе. Это позволяет регулятору уменьшать давление топлива при работе двигателя на холостом ходу или в режиме замедления, что уменьшает расход топлива, которое попадает в двигатель через открытые форсунки.
Топливные форсунки представляют собой электромагнитные игольчатые клапаны, которые распыляют топливо в камеры сгорания и управляются блоком управления двигателем. Форсунки установлены во впускном коллекторе около головки цилиндров под таким углом, что распыляют топливо прямо на задние части впускных клапанов. Блок управляет работой форсунок, изменяя продолжительность импульса - отрезок времени, в течение которого форсунка открыта, чтобы обеспечить подачу более богатой или более бедной горючей смеси.
Система впрыска топлива открывает форсунки одновременно, один раз за каждый оборот коленчатого вала, при этом топливо впрыскивается во впускной тракт дважды за один цикл работы двигателя: один раз в течение рабочего хода и один раз в течение такта всасывания. На более поздних системах Bosch используется последовательная система впрыска топлива, в которой каждая форсунка управляется индивидуально.
Электрическая система управления состоит из ECU вместе со следующими датчиками:
- a) Потенциометр положения дроссельной заслонки сообщает ECU степень открытия дроссельной заслонки.
- b) Датчик температуры охлаждающей жидкости сообщает ECU температуру двигателя.
- c) Датчик температуры поступающего воздуха сообщает ECU температуру воздуха, проходящего через дроссельную заслонку.
- d) Датчик концентрации кислорода сообщает ECU содержание кислорода в отработавших газах.
- e) Датчик абсолютного давления в коллекторе сообщает ECU разрежение во впускном коллекторе.
- f) Датчик положения коленчатого вала сообщает ECU частоту вращения коленчатого вала двигателя и его положение.
- g) Датчик скорости автомобиля - сообщает ECU скорость автомобиля.
- h) Датчик детонации, установленный в блоке цилиндров, используется для обнаружения начала детонации или раннего зажигания. Этот датчик используется не на всех системах управления двигателем.
- i) Датчик положения распределительного вала установленный на более поздних системах с последовательным впрыском топлива, сообщает ECU, какой цилиндр находится на ходе воспламенения.
Вся информация от датчиков анализируется ECU и на этом основании ECU определяет соответствующий угол опережения зажигания и состав топливной смеси. ECU управляет топливными форсунками, изменяя ширину импульса-те. отрезок времени, когда форсунка открыта, чтобы обеспечить более богатую или более бедную смесь.
Состав топливной смеси постоянно изменяется ECU для обеспечения оптимальных параметров при пуске двигателя (горячего или холодного), для его прогрева, для работы на холостом ходу, при движении автомобиля с постоянной скоростью или для его ускорения.
ECU также управляет частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу, шаговым двигателем, установленным на дроссельном узле. Толкатель шагового двигателя управляет количеством воздуха, проходящим в обход дроссельной заслонки. Когда дроссельная заслонка закрыта, ECU использует двигатель, чтобы изменить положение толкателя и количество воздуха, шунтирующего дроссельную заслонку, и таким образом управляет частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу. Также ECU регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, изменяя установку угла опережения зажигания. Это помогает стабилизировать частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу при изменении электрической или механической нагрузки (включение и выключение фар, системы кондиционирования воздуха и т.д).
На некоторых системах Bosch ECU управляет частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу посредством клапана добавочного воздуха, который обходит дроссельную заслонку. Когда дроссельная заслонка закрыта, ECU открывает клапан, который, в свою очередь, регулирует количество воздуха, входящего в коллектор, и регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Дроссельный узел на большинстве двигателей оснащен электрическим обогревателем.
Если имеется ошибка в любом из данных, полученных от датчика, ECU входит в способ дублера. В этом случае ECU игнорирует неправильный сигнал датчика и принимает предварительно запрограммированное значение, которое позволит двигателю продолжать работу (хотя и с меньшей эффективностью). Если ECU входит в способ дублера, то загорится лампа аварийной сигнализации в комбинации приборов и повреждение будет записано в памяти ECU. После этого необходимо провести полное испытание системы управления двигателем у дилера Citroen используя специальный электронный диагностический испытательный стенд, который включается в диагностический разъем.