Малый объем камер сгорания этого двигателя также не допускает возможности открытия клапана в тот момент, когда поршень находится рядом с ВМТ. Такое может произойти при неправильной установке цепи или распредвала относительно коленчатого вала. В этом случае клапан столкнется с поршнем, и двигатель выйдет из строя.
Чтобы цепь (2) привода распределительного вала (8) не провисала и не шумела, она должна быть постоянно натянута. Для этого применяется покрытый пластмассой башмак натяжителя (4), который прижимается к цепи подпружиненным поршнем натяжителя (2). Для гашения колебаний цепи имеется масляный демпфер (3), предотвращающий раскачивание поршня натяжителя. Противоположная ветвь цепи с обеих сторон заключена между успокоительными планками (7).
Масляный насос (6) приводится в движение отдельной цепью. Эта короткая цепь часто является причиной воющих шумов в старых двигателях, поскольку не имеет натяжителя и поэтому может колебаться при работе двигателя.
Внимание: Не вращайте распредвал или коленвал, пока приводная цепь снята, т.к. при этом клапаны могут ударить по поршням, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Снятие
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия.
Снимите клапанную крышку. Убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия (коромысла первого цилиндра не сжимают пружины клапанов).
Снимите верхнюю крышку приводной цепи. Заметьте местоположение установочных меток распредвала, которые должны теперь совместиться. На двигателях с шестью цилиндрами линия, проведенная через два противоположных болта крепления звездочки распредвала должна быть строго вертикальна, а линия, проведенная через два других болта - горизонтальна. Кроме того, отверстие для установочного штифта должно быть в нижнем левом углу (между 7 и 8 часами).
Внимание: Поскольку двигатель установлен в моторном отсеке под углом, все ссылки па горизонтальное и вертикальное положение при регулировке положения распредвалов даны по отношению к коленвалу, а не к земле.
Заблокируйте коленвал ключом, установив его на центральный болт виброгасителя, затем ослабьте (но не снимайте) четыре болта, крепящие звездочку к распредвалу. Будьте очень осторожны, не поверните распредвал или коленвал.
Внимание: Болты звездочки распредвала на некоторых ранних моделях имеют блокирующие язычки. Отогните их, прежде чем ослаблять болты.
Снимите нижнюю крышку приводной цепи.
Открутите и снимите четыре болта звездочки распредвала, затем отведите цепь от звездочки коленвала и аккуратно снимите цепь с двигателя вместе со звездочкой распредвала.
Осмотр
Звездочки
Осмотрите зубцы звездочек коленвала и распредвала на наличие признаков износа. Если звездочка изношена, рабочие стороны зубцов будут слегка вогнуты. В этом случае звездочки должны быть заменены.
Внимание: Звездочка коленвала напрессована па коленвал и может быть снята только с помощью съемника после удаления сегментной шпонки и масляного насоса. Рекомендуется устанавливать новую звездочку на коленвал, предварительно нагрев ее до 200°С. По этой причине, если звездочка коленвала требует замены, рекомендуется снять коленвал, отвести его в автомастерскую и поручить замену звездочки специалисту.
Приводная цепь
Цепь следует менять, если ее не удается достаточно натянуть (при работе возникает чрезмерный шум) или если звездочки изношены. Рекомендуется менять цепь при каждой переборке двигателя.
Направляющая цепи и механизм натяжения
Осмотрите направляющую цепи и направляющую механизма натяжения на наличие углублений, выработанных цепью. Замените их, если они чрезмерно изношены. Направляющие можно заменить после снятия стопорных колец.
Потрясите плунжер механизма натяжения и убедитесь, что расположенный внутри шарик постукивает. Если звука не слышно, замените плунжер.
Подуйте сначала в закрытый конец плунжера, затем в его шлицевой конец. В первом случае воздух не должен проходить через плунжер, а во втором — течь через него свободно. Если это не так, замените механизм натяжения.
Установка
Установите направляющую механизма натяжения и направляющую цепи.
Временно установите нижнюю крышку приводной цепи и виброгаситель, проверьте совмещение установочных меток колен вала и вновь снимите виброгаситель и крышку.
Проложите приводную цепь по звездочке коленвала, а затем по звездочке распредвала и, поместив цепь между направляющей цепи и направляющей механизма натяжения, установите звездочку на распредвал. Убедитесь, что установочные метки распредвала совмещены.
Далее произведите установку в порядке, обратном снятию.