Типичные элементы кривошипно-шатунного механизма: 1 - коленвал; 2 - вкладыши коренных подшипников; 3 - упорные вкладыши; 4 - шатун; 5 - вкладыш шатунного подшипника; 6 - крышка шатуна; 7 - втулка верхней головки шатуна; 8 - поршневой палец; 9 - стопорное кольцо; 10 - поршень; 11 - верхнее компрессионное кольцо; 12 - нижнее компрессионное кольцо; 13 - маслосъемное кольцо; 14 - маховик; 15 - ведущий фланец; 16 - подшипник; 17 - звездочка коленвала; 18 - муфта; 19 - демпфер крутильных колебаний; 20 - шкив.
Внимание: Прежде чем снимать поршни с шатунами, снимите головку блока цилиндров, масляный картер и масляный насос.
Проверьте ногтем, не образовался ли валик из нагара на верхней границе хода поршневого кольца (примерно на 5 мм ниже вершины цилиндра). Если за счет отложений углерода или износа стенок цилиндров образовались валики, то их необходимо полностью убрать с помощью специального приспособления. Если не убрать валики, то при извлечении поршней с шатунами, поршень можно повредить.
Снятие валика с использованием развертки
После того как валики убраны, проверните двигатель так, чтобы коленчатый вал оказался сверху.
До того как снять шатуны, проверьте их боковой зазор с помощью пластинок-щупов. Вставляйте их между первым шатуном и кривошипом вала, пока не будет выбран весь люфт. Если люфт превышает предельную ремонтную величину, то необходимо заменить шатуны. Если установлены новые шатуны (или новый коленчатый вал), люфт может стать меньше минимально допустимого. В этом случае нужно обработать на станке шатуны — при необходимости проконсультируйтесь в автомастерской. Повторите процедуру для остальных шатунов.
Проверьте наличие идентификационных меток на шатунах и крышках шатунов.
Если они не видны, маленьким кернером нанесите соответствующее число меток на каждый шатун и крышку (1, 2 и т.д. в соответствии с № цилиндра).
Ослабляйте каждую гайку крышек шатунов в несколько стадий по ½ оборота до тех пор, пока они не будут скручиваться рукой. Снимите шатунную крышку №1 вместе с вкладышем подшипника — не уроните вкладыш.
Натяните кусочек пластикового или резинового шланга на каждый болт шатунной крышки, чтобы не повредить шейку коленчатого вала и зеркало цилиндра при вытаскивании поршня.
Вытащите вкладыш подшипника и протолкните шатун с поршнем наружу через верхнюю часть двигателя. Толкайте, упираясь деревянной ручкой молотка в поверхность верхнего подшипника шатуна. Если чувствуется сопротивление, проверьте еще раз, полностью ли убран валик со стенки цилиндра.
Повторите эту операцию для остальных цилиндров.
После извлечения соберите шатуны, установив вкладыш подшипников и крышки, а гайки закрутите пальцами.
Не отсоединяйте поршни от шатунов.