Примечание: Обратитесь к предупреждениям, содержащимся в разделе «Безопасность — прежде всего» и параграфу 1 настоящей главы, перед тем как начать работу.
1. Если стартер отказывается работать, когда ключ зажигания повернут в соответствующее положение, тому могут быть многие причины:
- а) «Кончился» аккумулятор.
- б) Нарушены электрические соединения для прохождения тока необходимой величины от батареи через стартер, к кузову автомобиля — обратно к батарее.
- в) Неисправно втягивающее реле.
- г) Неисправен двигатель стартера — электрически или механически.
2. Чтобы проверить аккумулятор, включите фары. Если они через несколько секунд меркнут, значит, аккумулятор разряжен. Зарядите или замените аккумулятор. Если фары горят ярко, включите стартер и наблюдайте за лампами. Если свет тускнеет, это говорит о том, что электрический ток достигает мотора стартера, что означает, что неисправность скрыта в стартере. Если фары продолжают ярко гореть (и не слышно щелчка втягивающего реле стартера), это указывает на неисправность в цепи или втягивающем реле — см. следующие пункты. Если мотор стартера слабо вращает двигатель, но аккумулятор в хорошем состоянии, это указывает на неисправность мотора стартера или повышенное сопротивление в цепи.
3. Если есть подозрение на неисправность цепи, отсоедините провода аккумулятора (включая провод, идущий к кузову), проводку втягивающего реле и толстый провод от блока двигателя к кузову. Тщательно зачистите все соединения и восстановите их, затем используйте вольтметр или лампочку для проверки присутствия полного напряжения аккумулятора на положительном проводе к втягивающему реле и «прозвоните» отрицательный провод. Смажьте солидолом выводы аккумулятора для предотвращения коррозии — вся беда в плохих контактах.
4. Если аккумулятор и все контакты находятся в хорошем состоянии, проверьте цепь, отсоединив провод от втягивающего реле. Присоедините контрольную лампу между снятым проводом и «землей» — чистым металлом кузова или отрицательной клеммой аккумулятора и убедитесь, что провод цел, когда включите зажигание. Если контрольная лампочка горит, значит, цепь цела, если не проверять цепь, как описано в главе 12.
5. Контакты втягивающего реле могут быть проверены, если присоединить вольтметр или контрольную лампочку между положительным проводом в месте присоединения его к мотору стартера и «массой». Если включить стартер, должна светиться лампа или быть соответствующее напряжение на индикаторе вольтметра. Если нет — неисправно втягивающее реле, его следует заменить.
6. Если цепь и втягивающее реле исправны, может быть неисправен мотор стартера. Проверку начните с его снятия и проверки щеток. Если щетки исправны, возможен обрыв или короткое замыкание в обмотках. В таком случае генератор лучше отдать в ремонт специалистам, но прежде поинтересуйтесь стоимостью ремонта, возможно, дешевле купить новый или восстановленный стартер.